Найти тему
Space girl

"Аполлон-13" Альтернативная миссия

Здравствуйте мои уважаемые подписчики, читатели и просто любители космоса. Сегодня поговорим о программе "Аполлон", и в частности о миссии "Аполлон-13". Все знают что в этом полете произошла авария, которая помешала осуществлению посадки на Луне. Однако существовал один интересный вариант осуществления это миссии при котором так же произошла авария, правда с лунным модулем. Но обо всем по порядку.

"Аполлон-13", должен был совершить третью запланированную посадку на Луну, его запуск состоялся всего через два месяца после того, как инженер Центра пилотируемых космических кораблей НАСА (Manned Spacecraft Center - MSC) Рокки Дункан предложил альтернативный план миссии. Инженер отметил, что "Аполлон-13" станет первой миссией в которой будет использоваться лунная топографическая камера Hycon LTC (Lunar Topographic Camera - LTC), которая стала модификацией воздушной разведывательной камеры KA-74 ВВС США. Она должна будет установлена в окне люка командно-служебного модуля (Command and Service Module - CSM) корабля "Аполлон", для съемки поверхности Луны с высоким разрешением, и особенно мест посадок для будущих миссий по программе "Аполлон".

Старт миссии "Аполлон-13" 11 апреля 1970 года. (Фото НАСА)
Старт миссии "Аполлон-13" 11 апреля 1970 года. (Фото НАСА)

Дункан отметил, что предыдущие лунные миссии "Аполлон", следовали по так называемой траектории "свободного возвращения", которая позволяла космическому кораблю сделать пол-оборота за Луной и вернуться на Землю, в случае отказа маршевого двигателя корабля (Service Propuls System - SPS). Однако в ходе миссии "Аполлон-13" экипаж запускал маршевый двигатель на командно-служебном модуле, во время полета на Луну, чтобы сойти с траектории "свободного возвращения". Это было необходимо для того, чтобы лунный модуль смог достичь места своей запланированной посадки, в регионе в Фра Мауро.

Затем инженер из MSC описал сценарий, при котором лунный модуль"Аполлона-13" будет признан неспособным совершить посадку на Луну, сразу после маневра так называемого транслунного выведения (Trans-Lunar Injection - TLI). Маневр транслунного выведения должен был произойти примерно через два часа после старта, для этого использовалась третья ступень ракеты "Сатурн-5" S-IVB с одним двигателем J-2.

После маневра, командно-служебный модуль отделялся от адаптера ракеты. Экипаж должен был пристыковать свой командно-служебный модуль к стыковочному узлу лунного модуля. В сценарии Дункана после маневрирования вдали от третей ступени S-IVB, экипаж обнаружит повреждение корпуса лунного модуля. Эта авария приведет к тому что лунный модуль не сможет приземлиться на Луну.

Затем миссия "Аполлон-13" становилась "альтернативной лунной фотографической миссией", в которой участвовал только командно-служебный модуль "Аполлон". При этом космический корабль будет оставаться на траектории "свободного возвращения" до тех пор, пока не достигнет Луны, после чего его экипаж выполнит стандартный двухимпульсный маневр выхода на лунную орбиту (lunar orbit insertion - LOI). При этом экипаж запускал маршевый двигатель корабля, чтобы гравитация Луны могла захватить его на эллиптическую орбиту, а затем двигатель запускался вновь, чтобы орбита стала круговой. Дункан отметил, что некоторые желательные фотографические орбиты, с большим наклонением, требуют выполнения трехимпульсного маневра LOI.

В альтернативной миссии Дункана, корабль "Аполлон-13" должен был выйти на лунную орбиту, которая должна была проходить над кратерами Цензоринус и Мёстинг C. Они были, соответственно, первой и одиннадцатой по приоритету целями, в списке целей лунно-орбитальной фотографической миссии "Аполлон-13".

Кратер Мёстинг C -  одиннадцатая цель лунно-орбитальной фотографической миссии "Аполлон-13".
Кратер Мёстинг C - одиннадцатая цель лунно-орбитальной фотографической миссии "Аполлон-13".

Кратер Цензоринус был основным местом приземления планируемой миссии "Аполлон-15", которая на момент написания Дунканом своей работы, планировалась как миссия класса H, аналогичная миссии "Аполлон-13". При этом лунный модуль не нес лунный ровер, и должен был оставаться на поверхности Луны около полутора суток. "Аполлон-12" стартовавший в ноябре 1969 года стал первой миссией класса H, поэтому иногда он обозначается как H-1. "Аполлон-13" должен была стать миссией H-2, "Аполлон-14" H-3, а "Аполлон-15" H-4, и был последней планируемой миссией класса H.

Фотографическая программа миссии должна была начаться во время третьего витка вокруг Луны, с вертикальной стереосъемки с использованием фотокамекамер Hasselblad, установленных в боковых окнах корабля.

Во время четвертого и пятого витка съемка лунной поверхности, должна была осуществляться с помощью камеры Hycon LTC. Астронавты должны были выполнять слежение за ориентирами с помощью широкоугольного сканирующего телескопа во время 6 и 7 витка, а после этого экипаж должен был отдыхать.

Экипаж «Аполлона-13» должен был проснуться во время 12 витка и запустить маршевый двигатель корабля, чтобы изменить плоскость своей орбиты. Они должны были сделать это для того, чтобы, начиная с 14 витка, корабль прошел над кратером Декарт, предполагаемым вулканическим регионе в светлом центральном нагорье Луны, а также над цепью небольших кратеров Дэви Рилл (Davy Rille) предположительно вулканического происхождения. Дункан отметил, что кратер Декарт занимал второе место в списке фотографических целей миссии "Аполлона-13", в то время как цепочка кратеров Дэви Рилл была четвертой целью этого полета.

Кратер Дэви (на заднем плане) и цепочка кратеров Дэви Рилл. (Фото НАСА)
Кратер Дэви (на заднем плане) и цепочка кратеров Дэви Рилл. (Фото НАСА)

Дункан кратко рассмотрел сценарий, при котором лунный модуль "Аполлона-13" не будет способен к посадке, но при этом он будет имеет работающий двигатель на спускаемой ступени, который экипаж может использовать для выполнения маневров по смене орбиты. Он отметил, что лунный модуль будет блокировать некоторые окна командно-служебного модуля, пока он будет пристыкован. Астронавты могли бы отстыковать корабль от лунного модуля для проведения фотосъемки, и снова пристыковаться для смены орбиты, либо же они должны были отстыковать лунный модуль после всего одного маневра по смене орбиты. Но все же Дункан предпочел более простой подход - отстыковать лунный модуль, как только выяснится, что он будет не способен к посадке на Луну, независимо от того, работает его двигатель или нет, и использовать только маршевый двигатель командно-служебного модуля.

Астронавты должны были выполнять фотографирование целевых объектов во время 18 и 19 витка, а затем спать. Они должны были проснуться во время 24 витка и совершить маневр по смене орбиты во время 25 витка. При этом орбита корабля должна была пройти над кратерами: Альфонс, и Гассенди. Начиная с 27 витка, экипаж выполнял съемку целевых объектов во время последующих пяти оборотов вокруг Луны. Кратер Альфонс, в котором наблюдалась люминесценция и изменение цвета поверхности, занял девятое место в списке целей миссии "Аполлона-13", в то время как два участка с темной поверхностью, в кратере Гассенди, занимали тринадцатое и четырнадцатое место соответственно.

Дункан подсчитал, что к тому времени, когда астронавты закончат фотографировать места потенциальной посадки в кратерах Альфонс и Гассенди, у камер "Аполлона-13", скорее всего, закончится пленка. Он рекомендовал экипажу запустить маршевый двигатель, чтобы покинуть лунную орбиту и вернуться на Землю во время 32-го витка, или двух витков после того как закончится пленка, в зависимости от того, какое событие произойдет раньше.

"Аполлон-13" покинул Землю 11 апреля 1970 года. 12 апреля экипаж выполнил запуск маршевого двигателя корабля "Одисей" (CSM Odyssey), чтобы покинуть траекторию свободного возвращения. На следующий день в служебном модуле корабля произошел взрыв кислородного баллона. Астронавты Джеймс Ловелл, Джек Свайгерт и Фред Хейз использовали двигатель спускаемой ступени лунного модуля "Водолей" (LM Aquarius), чтобы вернуться на траекторию свободного возвращения.

Во время облета Луны экипаж фотографировал ее поверхность через окна лунного модуля с помощью ручных фотокамер. Фотокамера Hycon не использовалась. Командно-служебный модуль "Одиссей" частично блокировал поле зрения.

Лунная поверхность сфотографированная через окно лунного модуля "Водолей". В верхней части снимка виден командно-служебный модуль "Одиссей". (Фото НАСА).
Лунная поверхность сфотографированная через окно лунного модуля "Водолей". В верхней части снимка виден командно-служебный модуль "Одиссей". (Фото НАСА).

Экипаж "Аполлона-13" благополучно приводнился в Тихом океане, 17 апреля 1970 года.

Миссия "Аполлон-14" (31 января — 9 февраля 1971 года) стал первой (и последней) лунной миссией в которой использовалась фотокамера Hycon LTC. К тому времени, когда этот полет был осуществлен, НАСА отменило миссию "Аполлон-15" и "Аполлон-19" в рамках своих усилий по сохранению программы космической космической станции и космического шаттла.

Об этом более подробно читайте в статье:

Агентство НАСА перенумеровала оставшиеся полеты по программе "Аполлон" таким образом, что они заканчивались полетом "Аполлон-17". "Аполлон-14"- H-3, стал последней миссией класса H. Главной целью для съемки камерой Hycon LTC был кратер Декарт, который переместился на первое место в списке кандидатов на посадку миссии "Аполлон-16". "Аполлон-16", был запланированной миссией класса J, она будет включать в себя двухместный лунный ровер, и лунный модуль способный оставаться на Луне в течение трех дней. Кроме того, на борту командно-служебного модуля имелся запускаемый с борта субспутник PFS и множество датчиков и камер.

О субспутниках по программе "Аполлон", подробно читайте в статье:

Камера Hycon сделала 192 снимка, но дала сбой во время съемки лунной поверхности примерно в 70 километрах к востоку от кратера Декарт.

Фотокамера Hycon LTC в окне люка командно-служебного модуля "Аполлон". (Фото НАСА)
Фотокамера Hycon LTC в окне люка командно-служебного модуля "Аполлон". (Фото НАСА)

Несмотря на то, что миссия "Аполлон-14" не произвела никаких снимков места предстоящей посадки; лунный модуль "Аполлон-16"- "Орион" (миссия J-2), благополучно приземлился неподалеку от кратера Декарт в апреле 1972 года.

Ну а на сегодня всё. Спасибо за внимание!