Найти тему
Государственный Эрмитаж

Невероятные приключения барона с полным разоблачением. Чем вдохновлялся настоящий Мюнхгаузен для своих рассказов?

Оглавление

Как нетрудно заметить по нашей прошлой статье, Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен быстро перестал быть хозяином своих собственных рассказов. В мировой литературе от его лица говорили многочисленные авторы, которые по своему усмотрению добавляли новые эпизоды и переписывали существующие. Мюнхгаузен утверждает, что все его невероятные истории — это чистая правда, но как понять, какие из них он действительно рассказывал своим друзьям? Разобраться в этом поможет выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России», на которой представлены предметы, связанные с эпизодами реальной жизни Иеронима Мюнхгаузена, пажа принца Антона Ульриха, российского ротмистра и охотника.

«Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою…»

А точнее — 2 декабря 1737 года. В этот день из Вольфенбюттеля в Петербург отправились двое пажей принца Антона Ульриха, будущего жениха великой княжны Анны Леопольдовны, сын которой после смерти императрицы должен был взойти на престол. Оба прежних пажа погибли во время осады крепости Очаков, и брат принца, герцог Карл I, распорядился послать в российскую столицу фон Хойма и фон Мюнхгаузена. На выставке представлено письмо герцога полковнику Геймбургу, в котором он сообщает об отправке пажей в Россию.

Остановившись на ночлег, барон Мюнхгаузен привязал своего коня к торчащему из-под снега маленькому столбику, но к утру снег растаял, и барон обнаружил коня висящим на шпиле колокольни. Несомненно, этот рассказ Мюнхгаузену навеяла сама архитектура молодой столицы. За три года до прибытия пажа Мюнхгаузена в Петербурге было окончено строительство Императорского Конюшенного двора. Здание располагалось недалеко от Большой Немецкой улицы, за рекой Мойкой, а его башню венчал высокий шпиль, завершённый позолоченным флюгером в виде скачущего коня. В 1809 году Андрей Мартынов запечатлел вид Мойки у здания Конюшенного ведомства. К тому моменту башню уже перестроили, однако исторический флюгер сохранился. Эту акварель тоже можно увидеть на выставке. А ещё один шпиль — Адмиралтейства — живший рядом с императорской резиденцией паж мог видеть практически каждый день.

Андрей Ефимович Мартынов 
Вид здания Конюшенного ведомства со стороны реки Мойки
Россия, 1809 год
Андрей Ефимович Мартынов Вид здания Конюшенного ведомства со стороны реки Мойки Россия, 1809 год

Мюнхгаузен вспоминает, как уезжает из Петербурга вскоре после освобождения из турецкого плена. По словам барона, зима в том году была настолько холодная, что даже солнце простудилось и отморозило щёки, а в рожке кучера замёрзли звуки. Зима 1739–1740 года, первая после окончания русско-турецкой войны (1735–1739), действительно выдалась необычайно холодной. Об этом упоминает физик и математик Георг Вольфганг Крафт, который в ту зиму работал в России над одним необычным проектом — ледяным домом для женитьбы шутов Анны Иоанновны, чертёж и описания которого также может изучить посетитель выставки. К тому моменту Мюнхгаузен уже жил в Риге на границе империи, однако наверняка читал в газетах об удивительном доме, который по причине затянувшейся зимы растаял только в апреле.

Удивительная охота

Охотничьи рассказы Мюнхгаузена составляют значительную часть книги. Охота в XVIII веке была неотъемлемой частью жизни благородного сословия, и при дворе Анны Иоанновны ей увлекались особенно. Императрица, славившаяся умением метко стрелять из ружья, охотилась на птиц прямо из окон Зимнего дворца. Фаворит Анны Иоанновны, герцог Бирон, помимо охоты имел страсть к лошадям, и верховая езда была одним из главных увлечений августейшей фамилии, в том числе и Антона Ульриха. Вероятно, именно любуясь экзерцициями ловких наездников в манеже, Мюнхгаузен придумал знаменитую историю о том, как сумел сначала укротить породистого коня, а потом прогарцевать на нём по чайному столику, не разбив при этом ни единой чашки к восторгу собравшихся за столом дам.

В том, что касается стрельбы, Антону Ульриху не всегда сопутствовала удача. Однажды незадачливый солдат из его роты забыл достать шомпол из своего ружья; при выстреле шомпол вылетел из ствола и раздробил ногу лошади герцога. Ульрих, к счастью, не пострадал, а на его пажа эта история произвела большое впечатление — в книге раскалённый шомпол позволяет барону не только подстрелить семь куропаток одним выстрелом, но тут же и зажарить их. На выставке можно встретить многочисленные ружья, которыми пользовалось окружение Мюнхгаузена. Из тульских можно стрелять шомполом, а из силезских, первой половины XVII века, — ещё и вишнёвыми косточками!

Эту знаменитую историю про оленя с вишнёвым деревом на голове барон тоже лишь допридумал, и обнаружить её отправную точку нетрудно. Дело в том, что заядлый охотник Иероним Мюнхгаузен, разумеется, считал своим покровителем Святого Губерта, символом которого является олень с распятием на лбу. Сам Мюнхгаузен шутил, что это распятие, должно быть, результат меткого выстрела какого-нибудь епископа. Серебряную статуэтку и гравюру Корнелиса Корта, изображающие оленя с распятием между рогами, можно найти в «охотничьем» разделе экспозиции.

Гравюре гораздо более прославленного мастера, Альбрехта Дюрера, тоже нашлось место на выставке. На листе изображены две сросшихся свиньи с дополнительной парой ног на спине. Эту жутковатую гравюру Мюнхгаузен мог видеть ещё в Боденвердере, а в Петербурге он мог наблюдать необычных существ и воочию. За три года до прибытия пажа в столице была открыта Кунсткамера, где разместились коллекции императора Петра Великого. Основатель Петербурга был большим любителем разнообразных «монстров», которых собирали по всей России и привозили из-за границы. Кунсткамеру посещали члены императорской семьи, иностранные посланники и другие гости, среди которых наверняка был и главный герой выставки. Здесь он мог видеть странные творения природы — крысу с восемью лапами или восьминогого поросенка. Стоит ли после такого, читая рассказы барона, удивляться прыти необыкновенного зайца, у которого на спине были четыре запасные лапы?

Альбрехт Дюрер 
Свинья урод из Ландсера
1496 год
Альбрехт Дюрер Свинья урод из Ландсера 1496 год

«Я помчался по направлению к Турции, где в то время шли жестокие бои…»

Русско-турецкая война (1735–1739) — ещё одна большая тема рассказов барона Мюнхгаузена. Вскоре после прибытия в Россию он вместе с Антоном Ульрихом отправился в армию фельдмаршала Миниха, где пробыл до осени следующего года. Вернуться в Петербург Мюнхгаузена побудила готовящаяся женитьба принца на племяннице российской императрицы. В конце 1739 года Мюнхгаузен был вынужден оставить пажескую службу: Антон Ульрих к этому моменту уже стал членом императорского дома, и ему полагалась российская свита. Тогда повзрослевший паж решил начать военную карьеру и перешёл на службу в полк, но война к тому времени уже закончилась.

Вид города Бендеры, в осаде которого мог принимать участие Иероним Мюнхгаузен 
Германия, Франкфурт, вторая половина XVIII века
Вид города Бендеры, в осаде которого мог принимать участие Иероним Мюнхгаузен Германия, Франкфурт, вторая половина XVIII века

Литературный Мюнхгаузен в сражениях с турками успел выполнить рекогносцировку верхом на ядре, командуя гусарским полком взять штурмом неприятельскую крепость (сидя при этом лишь на половине лошади), по меньшей мере один раз вытащить себя за волосы из болота и, наконец, угодить в плен, а оттуда и в рабство. Сам паж герцога Брауншвейгского вряд ли мог рассчитывать на подобное (хотя бы потому, что осада Очакова случилась за полгода до его прибытия в Россию), пусть он и привёз в качестве трофея настоящую турецкую саблю. Зато в полках Мюнхгаузен встретил выдумщика не хуже себя самого!

Генрих Бухгольц 
Портрет графа Бурхарда Христофора фон Миниха
Холст; масло
Россия, 1764 или 1765 год
Генрих Бухгольц Портрет графа Бурхарда Христофора фон Миниха Холст; масло Россия, 1764 или 1765 год

«Турки сознавались, что не могли выдержать атаки и огня русских войск, ни в поле, ни в крепостях; что австрийские войска годятся только для того, чтобы рубить их, но что они (турки) боятся и уважают русских, и что если бы я был их предводителем, то они отдали бы мне половину Оттоманской Империи». Это уже не Мюнхгаузен: так описывал итоги своей турецкой кампании фельдмаршал Миних, по свидетельствам историков ещё к сентябрю 1736 года потерявший половину армии (примерно 30 тысяч человек), большей частью из-за болезней, неустроенности лагерей, падежа скота, недостатка фуража, продовольствия и воды. В Петербург он тоже направлял сплошь оптимистичные реляции, а зимой лично поехал в столицу и так удачно объяснился перед императрицей, что она, писал адъютант Миниха Х.-Г. Манштейн, «не только не сказала ему слова в осуждение, но ещё дала ему в награду обширные поместья в Украине». Рассуждения барона Мюнхгаузена о том, что вся «слава обычно становится достоянием предводителей, причём и это совершенно не зависит от их человеческих качеств», на этом фоне звучат даже с какой-то обидой…

Медаль в память заключения мира с Турцией 
Серебро; чеканка
Германия, 1739 год
Медаль в память заключения мира с Турцией Серебро; чеканка Германия, 1739 год

Портрет фельдмаршала Миниха, планы осады Очакова и памятные медали 1739 года, выпущенные после подписания мирного договора, также представлены на выставке «Приключения барона Мюнхгаузена в России» в Манеже Малого Эрмитажа. Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс, а также с экскурсией и в дополнительные вечерние часы до 15 сентября 2024 года. Автор концепции и куратор выставки — старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Наталья Юрьевна Бахарева.

Генеральный спонсор выставки — ПАО «Россети».