Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Ты идёшь по территории монастыря и не знаешь, дойдешь ли… В любой момент может прилететь мина, дрон – и все…

Команда Специального гуманитарного центра Крымской митрополии во главе с руководителем центра протоиереем Дмитрием Кротковым побывала в Никольском монастыре под Угледаром на Донбассе. В месте, насквозь простреливаемом ВСУ, боевикам и «дроноводам» которых все равно, мирный ли житель, монах ли, репортер ли, медик, волонтер, женщина, ребенок… бьют на поражение. Недаром здешний тракт на Волноваху называют «дорогой смерти». Да и сама обитель испытала все ужасы боевых действий – ее восстановление займет не то что годы, а десятилетия. «Мы привезли в том числе угощения к престольному празднику, – рассказывает отец Дмитрий. – Вместе с братией обители совершили две литургии – в праздник соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы и в 22-ю годовщину упокоения схиархимандрита Зосимы (Сокура). Благополучно вернулись в Крым». По возвращении он написал путевой очерк. Главное в этом материале – правда. Такая, какая есть…

Я не писатель, да и рассказывать особо некогда, но постараюсь описать наше пребывание в конце августа в Никольском монастыре под Угледаром на престольный праздник обители – Успение Пресвятой Богородицы.

Очень хочется передать ту иную атмосферу, в которой ты оказываешься. Может, даже правильнее сказать, что попадаешь в другой мир.

Стоит отметить, что мы по дороге в Курск с большим гуманитарным грузом планировали по пути заехать в Никольский монастырь 20 августа и завести туда продукты (овощи, яйца), которые передал отец Игорь Лесик из Гвардейского. Помимо этого нас просили привести кабель, инструменты, различное оборудование и многое другое, что мы и купили. Благополучно заехали в монастырь, все выгрузили. Но, к сожалению, обратная дорога пошла не по плану. Выезжая из обители в сторону Волновахи, мы «скаканули» в яму, и машина уже дальше никуда сама не поехала. Случилось это перед Владимировкой. Пришлось оставлять транспорт и идти ночью пешком в Волноваху, куда следовало потом и машину как-то дотащить, иначе до утра она, однозначно, была бы разбита вражескими беспилотниками.

-2

Ещё в первый заезд, когда мы привезли необходимое в монастырь, отцы нам очень настойчиво предлагали остаться и послужить. Это был праздник преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. 21 августа был день Ангела у отца Зосимы – в обители это особый день, как и день блаженной кончины старца, 29 августа. Ко второму заезду мы не хотели ехать с пустыми руками. В Луганске на базаре взяли овощи, а в супермаркете накупили разных сыров, специй, майонезов, рыбу и минеральную воду. В Волновахе – ещё арбузы и дыни. Всё благополучно завезли. Расположились на нашем постоянном месте. Устали от разъездов ужасно. Общий маршрут был довольно большой: Волноваха – Курск – Льгов – Воронеж – Луганск – Северодонецк – Рубежное –Кременная – Донецк – Волноваха.

-3

В день Успения в обители служили две литургии. Одна – ранняя в многострадальном соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, вторая литургия — в нижней церкви. Мы с руководителем общественной организации «Андреевский дом милосердия» Андреем Таныгиным решили, несмотря на усталость, пойти на раннюю службу. Там мы ещё не были на литургии, да и служилась она в соборном храме в последний раз на Пасху. Здание сильно пострадало от обстрелов: окна все выбиты, стены, большие купола сильно повреждены. От всего этого разрушаются не только стены, но и роспись, иконы на иконостасе. Насельники монастыря постоянно пытаются хоть что-то спасти, собирают воду после дождей… Хорошо, что лето выдалось очень сухое – хоть высушило немного стены сквозняками…

Так вот о литургии. Приготовили престол, семисвечник, принесли большое изображение Плащаницы Пресвятой Богородицы, совершили проскомидию. Начали утренние молитвы в четыре часа утра, прочитали часы, и началась литургия при свечах. Монахини пели очень слажено, без каких-либо сбоев и с великим благоговением. Литургию возглавил отец Никон. В том, как он служит, удивило, что он знает абсолютно все молитвы и читает их по памяти.

-4

Отдельная и очень опасная тема – это перемещение по территории обители. Довольно много людей пострадало от обстрелов, от дронов; к сожалению, есть и погибшие. Ты идёшь по территории и не знаешь, дойдешь ли… В любой момент может прилететь мина, дрон – и все…

-5

Вечером на Успение был совершен парастас (заупокойное богослужение). 29 августа – день блаженной кончины основателя обители старца схиархимандрита Зосимы. Мы остались ещё на одни сутки, так как машина ещё была в ремонте, а смысла никакого нет уехать из обители в день памяти ее основателя и просто ждать в Волновахе. 29 августа утром были совершены великая панихида и соборная заупокойная литургия. После службы – поминальная трапеза.

Затем за чашкой чая тепло пообщались с отцами, с монашествующими, слушали их рассказы о старце Зосиме, о жизни и боевых действиях. Они очень переживают за Курскую область, смотрят, изучают, где бои идут сейчас, какая обстановка…

-6

При этом монастырской братии совсем не сладко. Из-за дронов и минометов в монастыре есть проблемы со снабжением абсолютно всем необходимым. А в обители ведь живут и довольно пожилые монахини. Накануне по территории было несколько прилетов; сегодня, хоть и находимся в подвале, от «прилетов» снарядов было очень неуютно. Такие «прилеты» ощущаешь всем телом. Но насельники и насельницы обители уже привыкли к обстрелам.

-7

Выхожу из храма после молитвы, иду по разбитой разрывами мин и снарядов тропинке. Слышу совсем рядом тяжёлое гудение дронов (летят груженые), пытаюсь сориентироваться, куда бежать, а мне матушки кричат: «Батюшка, бегите к нам»…

После Литургии мне с Андреем Тыныгиным подарили два фотопортрета отца Зосимы, но не простые, а пробитые осколками…

-8

Расставание с теми, кто остается в монастыре, всегда очень тяжёлое. Уезжать совершенно не хочется. Отцы крепко обнимают нас и благословляют в путь. Они как никто другой знают, чего стоит выезд из Никольского монастыря, сколько жизней унесла эта дорога. В мае 2022 года мы первый раз услышали от матушки игумении, как насельники называют эту дорогу – «дорога смерти»…

Протоиерей Дмитрий КРОТКОВ

Публикация сайта Крымской митрополии