Для китайских производителей пестицидов российский рынок СЗР сейчас является ключевой областью интереса. Не скрывая этот факт, они отмечают, что значительные изменения на рынке, включая введение международных санкций и уход некоторых компаний, открывают новые возможности для производителей средств защиты растений, стремящихся работать в РФ.
В этой связи китайский аналитик Лунцзянь Хуан опубликовал подробный анализ рынка пестицидов РФ. Знакомим читателей «ГлавАгроном» с основными выводами эксперта.
Российский рынок пестицидов – ключевая область интереса производителей из Китая
Учитывая статус ведущей сельскохозяйственной страны, России требуется значительное количество пестицидов для защиты от вредителей и патогенов обширных сельскохозяйственных угодий и выращивания разнообразных культур, пишет Лунцзянь Хуан.
Россия, занимающая значительную часть территории Евразии, известна своим обширным ландшафтом и богатыми природными ресурсами. Уход некоторых международных компаний, производящих пестициды, привел к дефициту предложения на российском рынке. Это предоставляет уникальную рыночную возможность компаниям, способным предлагать эффективные и экологичные решения для производства пестицидов.
ТОП-8 стран-производителей пестицидов, представленных в России
«В настоящее время Россия выдала одобрение на 2247 свидетельств о регистрации пестицидов 273 компаниям. Эти компании классифицированы по странам и регионам, причем девять ведущих компаний представлены такими странами, как Россия, Япония, Соединенные Штаты, Китай, Швейцария, Индия, Германия и Венгрия. В совокупности на них приходится 91,24% от общего числа зарегистрированных средств защиты растений», – отметил аналитик.
ТОП-3 крупнейших производителей пестицидов на рынке РФ
Если рассматривать данные через призму вклада корпораций, то на долю четырех крупнейших предприятий приходится примерно 14,11% зарегистрированных в России пестицидных продуктов. В частности:
- Syngenta занимает третью позицию со значительными 5,25% от общего числа регистраций.
- Bayer − шестое место с долей 3,74%,
- BASF − восьмое с 3,47% от общего объема зарегистрированных пестицидных продуктов.
Доля различных категорий пестицидов в России
Что касается пестицидных продуктов, то традиционные категории, такие как фунгициды, инсектициды, гербициды и митициды, получили 1972 регистрационных свидетельства, что составляет около 87,76% от общего количества. В России митицидные препараты зарегистрированы наряду с инсектицидами.
В разбивке по категориям лидируют:
- гербициды с 925 регистрационными сертификатами, что составляет 41,17% от общего количества;
- за ними следуют фунгициды с 600 сертификатами, что составляет 26,70%;
- а инсектициды занимают третье место с 447 сертификатами, что составляет 19,89%.
ТОП-10 активно используемых действующих веществ гербицидов в России
В секторе гербицидов 10 ведущих активных ингредиентов входят в состав 608 зарегистрированных СЗР, что составляет 27,06% от общего числа зарегистрированных. Самыми востребованными д.в. являются:
- 2,4-D лидирует и входит в состав 82 продуктов, что составляет 3,65% от общего объема;
- фасисулам на втором месте с 73 продуктами, 3,25%;
- трибенурон-метил − третье место с 65 продуктами, 2,89%;
- клопиралид на четвертом месте с 64 продуктами, 2,85%;
- феноксапроп-п-этил − пятое место с 60 продуктами, 2,67%;
- имазамокс − шестое место с 59 продуктами, или 2,63%;
- дикамба на седьмом месте с 55 продуктами, или 2,45%;
- никосульфурон на восьмом месте с 52 продуктами, 2,31%;
- фенмедифам − девятое место с 49 продуктами, или 2,18%;
- десмедифам занимает девятое место с 49 продуктами, или 2,18%.
Эти активные ингредиенты присутствуют в большинстве в зарегистрированных гербицидов в России.
ТОП-10 популярных д.в. фунгицидов в РФ
В категории фунгицидов 10 лучших активных ингредиентов включают 573 зарегистрированных продукта, что составляет 25,5% доли рынка. Ведущими активными ингредиентами являются следующие:
- тебуконазол − 134 продукта, 5,96% от общего количества;
- дифеноконазол − 69 продуктов, 3,07%;
- пропиконазол − 65 продуктов, 2,89%;
- азоксистробин − 57 продуктов, 2,54%;
- флудиоксонил − 55 продуктов, 2,45%;
- ципроконазол − 51 продукт, 2,27%;
- мancozeb − 39 продуктов, 1,74%;
- протиоконазол − 36 продуктов, 1,60%;
- тиабендазол − 35 продуктов, 1,56%;
- флутриафол − 32 продукта, 1,42%.
Тебуконазол лидирует в списке с заметным отрывом.
ТОП-10 активных ингредиентов инсектицидов в России
В сфере инсектицидов на 10 самых эффективных действующих веществ приходится 419 зарегистрированных продуктов, что составляет 18,65% от общего количества. Это:
- имидаклоприд − 102 продукта, 4,54% от общего количества;
- тиаметоксам − 62 продукта, 2,76%;
- лямбда-цигалотрин − 50 продуктов, 2,23%;
- альфа-циперметрин − 45 продуктов, 2,00%;
- клотианидин − 37 продуктов, 1,65%;
- ацетамиприд − 29 продуктов, 1,29%;
- диметоат − 27 продуктов, 1,20%;
- циперметрин − 25 продуктов, 1,11%;
- перметрин − 24 продукта, 1,07%;
- абамектин − 18 продуктов, 0,80%.
Эти активные ингредиенты играют ключевую роль на рынке инсектицидов РФ, среди которых имидаклоприд занимает ведущую роль.
Выход на рынок России может представлять сложность для новых игроков
Вместе с тем автор анализа рынка подчеркивает, что извлечь выгоду из открывающихся перспектив, производители пестицидов смогут только объективно оценив свои ресурсы и компетенции, принимая во внимание:
- динамику рынка,
- правовую базу,
- культурные нюансы и связанные с этим потенциальные риски.
«Однако выход на российский рынок пестицидов сопряжен с трудностями. Компаниям крайне важно получить глубокое представление о сельскохозяйственной политике России, тонкостях регистрации пестицидов, рыночных предпочтениях и практических потребностях фермеров. Кроме того, в России применяются строгие стандарты качества и безопасности пестицидов. Компании должны гарантировать, что их продукция соответствует этим местным нормам и эталонам, чтобы добиться успеха на рынке», – пишет Лунцзянь Хуан.
Международный эксперт считает, что российский рынок пестицидов, несмотря на его непростые условия, обладает значительным потенциалом и предоставляет иностранным предприятиям выгодные бизнес-возможности. Чтобы преуспеть на нем, компании должны проводить тщательные маркетинговые исследования и оценку рисков.
Они должны разрабатывать хорошо обоснованные бизнес-планы и стратегии, а также уделять приоритетное внимание социальной ответственности и методам устойчивого развития, чтобы обеспечить долгосрочный успех в России.
В этой связи нашим отечественным производителям ХСЗР хочется пожелать активной динамик производства, инновационных подходов, новых идей и роста объемов выпуска российской продукции для защиты растений.
Светлана ДАРЕНСКИХ, «ГлавАгроном»