Для тех, кто сам педагог или хотя бы для "причастных и сочувствующих", наверное, не будет секретом тот факт, что профессия воспитателя является сложной, а порой и довольно рискованной, хотя бы даже для психического здоровья человека.
И это не шутки, не раздувание из мухи слона и не попытка воспитателей набить себе цену подобными высказываниями.
Если что, сама я работаю НЕ воспитателям, но "причастна" к их работе крепко и по полной программе. Являясь кружковым педагогом в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития, ежедневно общаюсь с воспитателями как из стационаров, так и из отделений дневного пребывания.
Ведь именно они чаще всего приводят детей к нам на занятия. Именно они встречают нас на своих этажах, когда мы приходим пообщаться с родителями.
А еще эти прекрасные люди хотя бы немножко информируют нас об особенностях поведения ребят в повседневной жизни (кто из детей прекрасен, а кто - опасен). Нет, вовсе не потому что им так хочется почесать языки и посплетничать как бабушки на лавочке, а с благой целью.
Многие ведь знают, что теперь, по неким невиданным и диким порядкам, педагогам не сообщаются диагнозы детей. Хотя, уже по опыту и ежедневным наблюдениям, все эти диагнозы у ребят на лицах написаны и прорываются в их поведении… Однако, РАС это, что-то еще круче или "он просто немножко не разговаривает" - точно и документально знать нельзя.
Ну а воспитатели - хотя бы подсказывают:
- При Серёженьке - нельзя повышать голос. Он очень чувствительный, может из-за этого сильно испугаться, а потом плакать полдня.
- К Егорке - лучше не поворачиваться спиной, а то он может исподтишка игрушкой по затылку треснуть. Так уже наша Мария Павловна нарвалась да и маме Глеба досталось.
- С Алёнкой - осторожнее, она кусается. Руки не подставляйте.
Тоже без диагнозов, без собственных выводов и, разумеется, без осуждения. Просто по факту и исходя из наблюдений, а не бумаг (воспитатели-то - тоже не должны знать диагнозы... обалдеть, правда?)
Но хотя бы даже за такую информацию мы уже очень благодарны воспитателям. Пусть и "кот в мешке", но теперь хотя бы на мешке уже написано, что это - кот (тигр, мышка или крокодил).
О, вот еще!
Изначально я написала, что профессия воспитателя угрожает психическому здоровью, так? Но ведь, учитывая наш контингент (а чаще всего к нам попадают не просто дети с ОВЗ, а тяжелые ребята-"ментальники" любого возраста), то каждый педагог очень даже рискует и здоровьем физическим! Тоже не шучу и не преувеличиваю. Ибо тот, кто видел тот знает!
Короче, восхищаюсь этими чудесными женщинами и всегда стараюсь сохранять с ними добрые отношения.
А теперь немножко отступлю… но все равно "по теме"!
Русланчик
Мальчик из стационара, 13 лет, ментальные нарушения
Относительно многих других ребят - ну нельзя его назвать прямо уж "таким-сяким-никаким" (ууух, как тяжело подбирать слова так, чтобы никто не подумал, что я нарочно обзываюсь!): он и обращенную речь понимает (хоть и по-своему), и несложные задания выполняет (если захочет), и разговаривает (словарь очень небогат, но зато выразителен).
Да что там, он и на занятиях иногда может работать! Если не устал…
Только вот устает он уже через 10 минут урока (любого: и у логопеда, и на музыкальном занятии, и у психолога, и у нас в творческих кружках) он уже устаёт. Всегда.
И усталость свою проявляет - ну очень интересно!
Нет, он не зевает, не трет глаза, не валится головой на парту, не хнычет и не нудит. Как раз наоборот! Уставший Русланчик - очень бодро бьет кулаками по столу и расшвыривает инвентарь! И свежим, вовсе не уставшим голосом кричит обычными словами вперемеЖку с матерными:
- Всё! (мат) Я пойду! (мат) Я устааааал! (мат)
Естественно, 10 минут занятия, да еще и с 13-летним крепким парнем - это недопустимо! Как это так? Давайте, педагоги, мотивируйте, заинтересовывайте, уговаривайте, удерживайте, но раньше положенного времени - урок не заканчивается, ибо по паспорту услуг, занятие меньше получаса - это уже серьезный "косяк" педагога!
А "секреты удержания" - педагоги априори должны знать, они же на это учились!
Молодец!
И что делает наш Руслан, когда его все равно не отпускают с занятия?
Когда у него ну совсем заканчивается терпение, он выдает свой последний аргумент и выбрасывает (почти буквально) свой главный козырь: Руслан снимает с себя свою здоровенную "сандалищу" и швыряет в дверь! Сильно так, с хорошим размахом и грохотом, на внушительной скорости.
И это происходит практически всегда! Я имею в виду "ритуальный выброс сандалии как пафосное завершение урока по инициативе владельца этой сандалии".
И педагог, увы, каким бы ни был "специально обученным", вынужден заканчивать урок. Не потому что классный манипулятор Руслан нашел идеальный способ откреститься от всего, что его ленивую душу напрягает (хотя, это, увы, так), а лишь ради того, чтобы вторая сандалия не засандалила не полетела педагогу в голову.
Но воспитатели стационара -всё понимают, поэтому, особо не афишируя время окончания урока, сюсюкая и успокаивая, уводят парня на стационарный этаж (кстати, Руслан находится в стационаре без сопровождающего родителя).
В общем, обычные будни, коих много… Конечно, были у нас различные случаи и с тапочками в унитазе, и с "летающими" кедами, и "съедобными" кроссовками. Но "удар пикирующей сандалией в дверь как финальный гонг" - это что-то новенькое.
А тут воспитатель дневного стационара удружила!
Из-за проблем с транспортом да и вообще из-за того, что живу очень далеко от работы, я вынуждена приезжать на работу очень рано (пока еще есть возможность вбиться в автобус).
Следовательно, часто бывает, что прихожу на наш этаж первой.
Кстати, это довольно приятно - посидеть в абсолютной тишине, а еще могу как раз хотя бы часок времени уделить написанию публикации, пока наш "дровяной" кабинетный комп еще свободен (да-да, учитывая мою остроту зрения, изрядно упавшую за последние года три, печатать на телефоне мне - ну совсем некомфортно).
А тут вдруг неожиданно моя "благословенная тишина" нарушилась…
То и дело из левого крыла нашего этажа (там дневной стационар) раздавалось:
бубум-трум-ты-дых! бубум-трум-ты-дых!
Вроде и негромкие звуки, и глуховатые, а все равно "напрягающие".
Да и с чего бы? Дети придут еще не скоро, а воспитатели - либо тоже пока не пришли, либо кто-то из них там еще только переодевается. Но, блин, не может же человек переодеваться с постоянно повторяющимися стуками-грюками!
Встаю, направляюсь в "дневное" крыло.
Дверь - открыта, свет - горит… Значит, кто-то уже пришел! Хммм, первой мыслью, конечно, было, что кто-нибудь из "ночного" стационара несанкционированно проник на этаж и теперь там играет, "потому что ему так хочется"? Этому бы я как раз и не удивилась.
А тут мне навстречу идет воспитательница дневного стационара. Солидная и серьезная дама (между прочим, бывший учитель иностранных языков!), строгая и очень культурная женщина.
Здоровается, машет рукой… а еще улыбается как-то странненько, по-детски задорно подскакивает в своей медицинской пижаме и весело говорит мне:
- Настён, Настён, смотри!
И тут она выходит на середину коридора и, размахнувшись, кидает тапочку (крокс)…
бубум-трум-ты-дых!
Перекрутившись и прокатившись, крокс встает и "замирает" на полу.
Ээээ...
Я стою и смотрю "бараньим" взглядом то на крокс, то на воспитательницу.
Уже всякое думается: вдруг с человеком что-то не так, все-таки женщина немолодая, еще и до этого две цельные смену в одиночку проработала.
А она - еще шире улыбается и говорит:
- Видела? Видела? А я же только вчера дома в интернете смотрела. Там один мальчик в ролике говорил: если крокс настоящий, то он обязательно должен падать только на подошву! А если нет - то крокс ненастоящий, подделка. Ну вот, решила на кроксах Валентины Николаевны проверить! Она-то утверждает, что у нее - всё настоящее, хи-хи-хи!
(Валентина Николаевна - это бывшая коллега этой воспитательницы, которая некоторое время назад уволилась и переехала в другой город, а кроксы, вероятно, оставила в шкафу, "чтобы вернуться").
Потом воспитательница подбегает, поднимает крокс, размахивается… и снова:
бубум-трум-ты-дых!
Стою, сама хихикаю и пытаюсь соотнести строгий образ воспитательницы, которая вообще никогда не улыбалась, и образ той же самой женщины, которая сейчас бегает, смеется и тапочками кидается.
А крокс меж тем - подпрыгнул от пола, повернулся пару раз и… приземлился четко на подошву!
Опа, как интересно!
Нет, ну, может, кому-то и неинтересно, но мы-то с ней - не физики (она - по первому образованию учитель английского, а я - музыкант), и для нас - это прямо как "опыты Галилео" из моего детства!
Да и подзадорила меня воспитательница!
Тоже подбегаю, хватаю крокс и… запускаю, далеко-далеко в длинный коридор. И он, даже перекрутившись, даже немножко задев стенд, а все равно, действительно упал на подошву! И встал как влитой!
Ха-ха!
- О, а давай теперь вместе, одновременно запустим! - хихикая, предлагает воспитательница.
Выносит второй крокс из пары… И мы, захлебываясь смехом, на "раз-два-три", запускаем тапки Валентины Николаевны параллельно друг другу:
бубум-трум-ты-дых!
И снова оба крокса падают четко на подошву!
А мы - смеемся, подпрыгиваем, хлопаем в ладоши, ну реально как ненормальные! И ведь настроение - прямо прёт, прикольно так, ух!
Говорю воспитательнице:
- Мы с вами как странные мама с дочкой, сбежавшие из желтого дома!
А она мне:
- Окстись, Настёна! А где же мы сейчас, по-твоему, находимся? Аааа-ха-хаа! Да ладно, ладно, не пугайся ты так! Но разве не приятно вот так с утреца стресс снимать? Чтобы потом весь день работалось проще и веселее!
А ведь и правда! Здорово-то как! Только всё равно довольно неожиданно для строгой воспитательницы возраста моей мамы.
Однако…
Вот теперь и про Руслана с его летающими сандалиями думаю: а может и правда, человек просто вот так стресс снимал? Вдруг он и в самом деле не хочет никого обидеть, рассердить и напугать, а просто сам таким способом успокаивается? Ну так хочется в это поверить!
Пусть лучше так, а то и без него слишком много манипуляторов вокруг. А правду мы все равно никогда не узнаем. Потому что нельзя…
ПС: тапочки бывшей коллеги - воспитательница вернула на место, поставила ровно там, откуда взяла.
Вам, дорогие читатели, поменьше стрессов и побольше приятных эмоций