Найти тему

14 сентября - церковное новолетие. Что это за день?

Оглавление

14 сентября (1 сентября - по старому стилю) Православная Церковь празднует церковное новолетие, которое также называется началом индикта. Что это за день?

Церковное Новолетие - то есть, начало нового церковного года - называют началом индикта в память константинопольской традиции. В Римской империи начало индикта было началом финансового года, связанного с уплатой налогов, а индикт обозначает порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка. Церковь приняла традицию индикта во времена правления Юстиниана I (527–565).

По преданию, именно в начале сентября Иисус Христос произнёс проповедь в синагоге Назарета. Спаситель прочел пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 16–22).

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира, но до 15 века гражданский год все еще начинался с 1 марта, и только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия. Тогда началом года официально стало 1 сентября!

  • В 1699 году Пётр I ввёл в России летоисчисление от Рождества Христова и перенёс гражданское новолетие на 1 января. Так новолетие осталось исключительно церковным праздником.

Новолетие многие христиане не воспринимают как-то празднично или серьезно. Люди привыкли к традиционному Новому году, которое в народе празднуют с вечера 31 декабря, а потому православный церковный год как бы проходит мимо.

Хотя, многие ли задумываются о том, что даже традиция начинать новый учебный год с 1 сентября происходит от давних церковных обычаев?..

Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!

14 сентября по новому стилю (раньше - 1 сентября!) начинается годовой круг церковных праздников, включающих в себя систему праздников, постов и памяти святых, и три круга богослужения — суточный, недельный и годовой. Внутри каждого круга вспоминается вся история от сотворения мира и до Второго пришествия Спасителя.

На ежегодном цикле праздников, дней памяти святых и постов строится богослужебная жизнь Церкви. Годовой богослужебный круг состоит из неподвижных и подвижных праздников.

Отдельно стоит отметить, что, согласно церковному календарю, первый большой праздник церковного года — это Рождество Пресвятой Богородицы, а завершает церковный год Успение Божией Матери.

Для православных христиан год является не некоей системой исчисления и набором дат, а определенным циклом времени, который наполнен глубоким смыслом. В начале церковного года верующие празднуют Рождество Богородицы, что является и первой ступенью воплощения Господа на земле, а в завершение года - на Успение - Церковь вспоминает завершение земного пути Божией Матери и Ее переход в жизнь вечную.

Тропарь Индикту (церковному новолетию)

глас 2

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак Индикту (церковному новолетию)

глас 2

В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Тропарь Индикту (церковное новолетие),

глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.