В июне 2024 года была закрыта студия Piranha Bytes. Эта студия создала одну из моих любимых серий игр Gothic , а также серии Risen и ELEX . Все игры студии как минимум заслуживают внимания, но по моему мнению после второй части Готики пираньи начали упускать некоторые важные элементы, детали игр. К глубочайшему сожалению это, одна из возможных причин закрытия студии.
Вместо простого обзора игры я попытаюсь сосредоточиться на тех упущенных деталях, которые делали Готику 2 замечательной.
Небольшое отступление. Существует спор: « Что такое ролевая игра, настоящая RPG?» . Одна сторона утверждает что ролевой считается только игра, где игрок сам выбирает героя , его роль и способ отыгрыша. Вторая сторона отвечает, что если создать интересного героя со множеством вариантов выбора ролей, поведения и вариантов поступков – это тоже ролевая игра. Я принимаю аргументы и той и другой стороны. Для меня и Ведьмак и Baldur’s Gate III отличные RPG с кардинально разным отыгрышем, поэтому…
Готика 2 прекрасная RPG, где мы отыгрываем бывшего заключенного рудной колонии хитрого и отчасти беспринципного. Но, насколько герой беспринципен выбирать нам. Мы ведем персонажа к вступлению в одну из трех фракций, и тут появляется сразу несколько тех самых деталей, на которые я хотел бы обратить ваше внимание.
Диалоги.
Да, да к герою, принадлежащему к одной из трех фракций, НПС обращаются по разному. Самый яркий пример Маг Огня, большинство жителей острова Хоринис (место действия игры) относятся к нему с огромным уважением и не ждут от него ничего плохого. Исключение, подтверждающее правило, наемники Онара (по сути бандиты).
Диалоги с НПС героя вступившего в орден паладинов, заметно отличаются от того, как обращаются к наемнику или магу.
В абсолютных цифрах разница не большая. Пара страниц текста. Примерно час озвучки. Но, какое впечатление это создает. Кажется, что мир реагирует на твои решения, и это, лично для меня, очень ценно. К сожалению в следующих играх, Пираньи от этого постепенно ушли.
Костюмы.
Разные доспехи у фракций это так просто, так банально. В Готике 2 все доспехи фракций, уникальны. Глядя на геймплей разных людей, со второй главы (игра разделена на 6 глав) можно четко понять какой игрок сделал выбор и какую роль он отыгрывает. Для меня, это маленький крючок, ориентир, который помогает придерживаться роли. Не особенно важный, но все же. В последующих играх роль доспехов и, собственно, фракций, как будто становится меньше.
Детали.
Маленький мир (по современным меркам) Готики 2 сделан вручную, и наполнен множеством деталей окружения и разнообразных пейзажей. Огромное количество предметов, анимаций действий персонажей это то, что крайне сложно встретить в современных играх. Не в каждой РПГ можно пожарить мясо или сковать меч не используя меню, а участвуя в процессе, через конкретные анимированные действия. Пираньи, что-то упростили, что-то убрали. Эх.
Прокачка.
В Готике 2 прокачка немного не стандартная, даже по меркам своего времени. Получая уровень главный герой лишь немного увеличивает здоровье и получает очки обучения, с которыми сам ничего сделать не может. Нужны учителя, чтобы потратить эти поинты и повысить любой параметр героя. Основные характеристики, оружейные навыки и мирные профессии, воровство и конечно магия с каждым ее заклинанием все стоит одних и тех же очков обучения. Безусловно, сложно балансировать такую игру, но Пираньи справились (ну, более менее). Поиск учителей для прокачки и билдостроение особое удовольствие, которое погружает игрока в мир еще глубже. Впоследствии, ролевую систему упростили и переделали.
Бесстрашие.
Часть квестов, и естественно, диалогов не доступны при игре за разные фракции. Не Ведьмак 2, где радикально отличаются вторые главы в зависимости от того, кого поддержал Геральт, но все таки. Если захотите пройти все квесты в игре, посмотреть весь контент, то придется пройти Готику 2 минимум три раза и отличия будут заметны. Но мы хотим, чтобы игрок посмотрел все, что мы сделали, правда Piranha Bytes?
Заключение.
Возможно, я, как и Piranha Bytes упустил что то важное, но главное я помню четко. Готика 2 отличная игра и про нее не стоит забывать не нам игрокам, ни разработчикам будущих игр.
Надеюсь сотрудники Piranha Bytes справятся со всеми проблемами, организуют новую студию и создадут шедевр, который затмит Готику 2.