Пермь далеко не всегда была подвластным городом. Русским – да. Но очень долгое время, наравне с Великим Новгородом, не признавала главенство Москвы. Более того – упорно боролась за своё «место под Солнцем» и даже претендовала на роль «собирательницы русских земель».
Продолжая цикл статей, посвящённых государствам, некогда присутствующим на территории современной Российской Федерации, просто невозможно обойти стороной хотя бы краткую историю отдельных соперничающих княжеств. Немудрено: в какой-то момент времени чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, в результате чего современной столицей нашего государства (скорее всего – с другим названием) могла быть не Москва, а Казань или та же Пермь.
Великопермское княжество – общая информация
Считается, что Великопермское княжество, как самостоятельная государственная «единица» существовало на планете Земля с 1324 по 1708 год. Правда – в разных «ипостасях»: независимое государство, вассал Москвы (вассал Золотой Орды), государственное образование с минимальной самостоятельностью.
В сравнении с восточными империями государство было достаточно слабым. Так, в XVIвеке население Великопермского княжества насчитывало всего около 6 тысяч человек. Удерживаемая площадь – чуть больше 9 тысяч квадратных километров.
Центр княжества – город Чердынь (резиденция государя – город Покча). Местоположение – междуречье рек Искор, Колвы, Вишеры и Камы, а так же верховья Камы (Верхнее Прикамье).
На территории княжества присутствовал и свой религиозно-духовный центр – город Искор. Более того, многие историки считают, что именно на этих территориях язычество и (впоследствии) старообрядчество держалось упорнее всего. Просто потому, что местные нравы и порядки проистекали из «седой древности», из неолитической Родановской культуры.
Да, Пермь Великая очень быстро попала в зависимость от Великого княжества Московского. Но зависимость – это не утрата государственности. Именно поэтому, вплоть до 1708 года, местное правительство сохраняло огромную автономию и принимало множество важнейших, фундаментальных решений «по старой памяти». В частности, самостоятельно переносилась столица – с города Чердынь на город Покчу, с города Покча обратно на Чердынь, а оттуда, в 1636 году в Соликамск.
К слову, 9 тысяч квадратных километров – это только официальная площадь Великопермского княжества. В период своего наивысшего могущества местными правителями контролировалась площадь свыше 84,6 тысяч квадратных километров. В том числе присутствовали спорные земли, над которыми власть разделялась с Казанским ханством.
Административное деление также присутствовало – на Нижнюю и Верхнюю земли («Вылісь му», «Улісь му»). Позже это деление нашло отражение в «имперском» устройстве территории – долгое время Чердынский уезд разделялся на Верхний и Нижний стан.
Ещё в XVIи XVII веках, в писцовых книгах присутствуют два названия: «Пермь Великая – Чердынь» и «Пермь Великая». Это говорит о большой самостоятельности государства в составе Русского царства. На «Большом чертеже [русских земель]» от 1627 года есть название «Пермь Старая» - отражение населённого пункта Усть-Вымь и «Пермь Малая» - название небольшой территории в Сольвычегодском крае.
Численность населения в 6 тысяч также установлена весьма условно. Первая перепись населения от 1530 года, которая произошла только (!) 25 лет спустя после ликвидации государственной самостоятельности княжества, выявило присутствие на территории «2145 луков». Или, иными словами, взрослых мужчин, которые имели не только своё хозяйство, но и могли слиться в одну небольшую армию в случае беды. Именно на основании переписи и принято считать, что со всеми женщинами, стариками и взрослыми, население Великопермского княжества составляло около 6 тысяч человек.
Помимо земледелия местное население всегда занималось собирательством, рыболовством и охотой. Присутствовала и металлургия. Но, преимущественно, на Северном Прикамье – именно там, близ села Оралово, были обнаружены формы для литья. Причём зароилось оно намного раньше - в Xили IX веке до нашей эры, стараниями тружеников Ананьинской культуры.
Родановская культура перебила культуру-предшественницу и главенствовала на территории Великопермского княжества с IX по XVвек нашей эры. Центр родановской металлургии – большое поселение «Чашкинское», когда-то располагавшееся рядом с современными Березниками.
Религиозные центры и религия Великопермского княжества
Отдельного упоминания заслуживают религиозные представления древних коми-пермяков. Так, благодаря археологическим раскопкам, было установлено, что религиозные центры – Искор и Чердынь, были больше неукреплёнными святилищами, нежели полноценными «городками». Просто потому, что рядом не было обнаружено следов ни жилых, ни хозяйственных построек – только останки древних капищ.
Коми-пермяцкое язычество – особая форма местных представлений о Мироздании, о котором сохранилось очень мало свидетельств и упоминаний. Хотя бы потому, что уже в 1383 году Стефан Пермский становится первым епископом на этой территории. В результате его религиозно-просветительской деятельности многие коми-пермяки начали склоняться в сторону православия.
Забегая вперёд, следует сказать, что Пермь Великая долгое время входила в состав Новгородской епархии. В свою очередь Стефан Пермский был поставлен Москвой. Это привело, по крайней мере, к двум вооружённым «карательным» походам новгородского войска, пока обе стороны не признали одного епископа на спорной земле.
Позже, пермские епископы вышли из нейтралитета и открыто признали главенство Москвы – в 1447 году глава местного духовенства по имени Питирим, в разгар очередной феодальной войны, выказал открытую поддержку московскому государю Василию II, а его противника – Дмитрия Шемяку подверг анафеме.
К слову, с Питиримом связана ещё одна знаковая история – язычество в этих местах было очень сильно и часто вступало в открытое противоборство с православной церковью. Так, в 1455 году епископ был убит во время набега одного из местных племён – манси. И только Иона Пермский смог завершить дело своего предшественника, официально крестив большую часть местного населения в 1462 году. А так же, ставя «жирную точку» в религиозных спорах «на всякий случай» разгромил святилище в Искоре при помощи московских дружин.
Силовая акция помогла. Но не добила языческую религию в княжестве. Соответствующие обряды фиксировались ещё в начале XVI века. Много меньше – к его концу.
В этом отношении интересно послание митрополита московского Симона, который, обращаясь к пермскому князю – Матвею Михайловичу и местному духовенству, писал о том, что у большой части населения «брак сохранил нехристианские черты» и заключался по татарскому и «ветхому» обычаю.
Ко всему прочему Симон прямо повелевал местным женщинам «ходить с покрытой головой», а всему населению «держать посты». Это как раз и говорит о том, что, несмотря на «официальное крещение», большая часть коми-пермяков по-прежнему исповедовали языческую религию. Однако к концу века новые поколения постепенно позабыли старых божеств.
Происхождение Великопермского княжества
До сих пор нет единой версии по поводу того, откуда появился топоним «Пермь».
Первая версия была предложена Ф.И. фон Страленбергом ещё в 1730 году, который ошибочно отождествил страну из скандинавских саг – «Биармию» и далёкие Приуральские места.
Вплоть до начала XIX века эта гипотеза была главной в отечественной историографии. В частности это версию далёких событий перенимали такие великие исследователи как Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев.
Только к началу XXвека появились гипотезы, связывающие топоним «Пермь» с коми-зырянским словом «Perjema», что дословно означает «унаследованная, взятая, отнятая земля». Есть и финское слово «Perämаа», что переводится как «задняя сторона», и вепсское слово «Perämaa» - «задняя земля» или, в самом дословной трактовке – «Заволочье».
Гипотеза со временем сформировалась в теорию. Но теория была опровергнута Максом Фасмером, который связал появление топонима с мифическим «место Перы» или место проживания «Перы-богатыря», который некогда присутствовал в самых древних преданиях на этой земле. Исследования усложняет и тот факт, что в древнерусских текстах топоним «Перемь/Пермь» упоминается только 6 раз, будто бы древние летописцы и сами сомневались, как назвать эти отдалённые земли.
В «Повести временных лет», нечётко названные коми-пермяки упоминаются как один из народов, «дающих дань Руси», которые находились «между печерой и мордвой». В «Новгородской четвёртой летописи» также упоминаются о том, что ещё в 1187 году указанный народ платил дань Великому Новгороду.
Встречается топоним и в новгородском Договоре с Ярославом Ярославовичем от 1264 году и в Списке новгородских владений 1304-1305 года. В 1324 году топоним мелькает в летописи, связанной с поездкой московского князя Юрия Даниловича в центральную ставку Золотой Орды. Намного чаще «Пермь Великая» проявляет себя в документах после XVI века.
Так откуда пошли коми-пермяки?
На данный момент большая часть историков выдвигает теорию, что первыми обитателями этих мест стали представители финно-угорских народов. Но в годы Великого переселения народов, коренные обитатели были «выдавлены» на Запад тюркскими племенами. Но и они главенствовали здесь недолго, так как с Xвека данная земля входила в состав Волжской Булгарии «на правах» Верхней Булгарии или «страны Вису».
Всё это позволило выдвинуть предположение о том, что коми-пермяки являются результатом уникального многовекового смешения самых разных этносов, что и породило особую, ни на что непохожую археологическую культуру.
После распада Волжской Булгарии, местное население, в виду малочисленности, не сильно сопротивлялось грозным соседям. Чаще всего, вместо того, чтобы вступать в кровопролитные сражения, предусмотрительные пермяки выплачивали дань тем, что вытеснял прежних «властителей». Но ещё долгое время здешние места были никому не нужны – формально входили в состав тех же монгольских улусов, но реального татаро-монгольского постоянного присутствия здесь практически не было. Более того, в XIIIвеке сюда буквально хлынули переселенцы с Руси – эта территория считалась «спокойным захолустьем» практически всё время небывалого бедствия.
Ещё в монгольский период этими территориями, фактически на правах хозяев, распоряжались владимиро-суздальские князья и использовали в качестве транзитной территории на пути в Сибирь и в ставку Золотой Орды. Для этого, ещё в начале XIII века, Владимиро-Суздальским княжеством, неподалёку от Верхнего Прикамья был заложен крупный «перевалочный» город – Великий Устюг. В этом отношении Новгородское княжество представляется больше в качестве врага местных племён – в Великопермское княжество, как и встарь, постоянно совершались грабительские походы. Так известно, что ещё в 1409 году, новгородский боярин Анфала Никитин снарядил флот из 250 малых судов, которые прошли по Каме и Волге и разорили немало местных деревень, сёл и городов.
Алчный интерес новгородцев был обоснован – Прикамье имело очень обширные торговые связи. Поэтому археологи нашли немало артефактов из средней Азии, Византии и Сасанидского Ирана – украшениями, оружием, серебром и золотом купцы издалека платили за местную пушнину, редкие яства и благородных скакунов.
В 1451 году свою власть над Великопермским княжеством устанавливает московский князь Василий II. Именно он отправляет в соседнюю столицу своих ставленников – вычегодского князя Ермолая и его сына Михаила (по одной из версий, указанные правители – коренные, обрусевшие коми-пермяки, крещённые под русскими именами), который и занял престол, формально имел самостоятельность, но всё-таки числился вассалом Москвы.
Ситуация поменялась при Иване III, который воспользовался формальным поводом и отправил в Великопермское княжество карательное войско во главе с Фёдором Пёстрым (излюбленный приём хитроумного московского правителя). Михаил Пермский сохранил только номинальную власть. На самом деле, после похода, главным правителем стал епископ Филофей. А после смерти князя Михаила, в 1505 году, на местный престол сел московский наместник - В.А. Ковёр, что говорит об окончательной утрате государственной самостоятельности.
Ещё долгое время на эти территории совершали опустошительные набеги татары и манси (с 1481 по 1581 год состоялась целая череда таких набегов). Но и коми-пермяки в долгу не оставались и в указанный период, в составе московского войска, не менее часто наносили ответные удары.
Сообщение с центром государства проходило, в основном, по руслам рек. Но уже в 1597 году Москва значительно усиливает свою связь с регионом, проложив первую дорогу, оборудованную многочисленными мостами, под названием «Бабиновская».
С XVI века появляется новый городской центр – Пермь Великая, которая возникла рядом с Пермью Старой. Город активно разрастался – к концу века в округе имеется уже три монастыря и первые каменные строения.
В XVIIвеке в здешних землях начались активно разрабатываться полезные ископаемые. В частности – медь, в виду чего в 1634 году здесь был поставлен Пыскорский медеплавильный завод.
В 1708 году, по указу Петра I, проходит реорганизация местных земель, после чего Пермь Великая входит в состав Сибирской губернии.
В материалах Всеобщей переписи населения от 1897 года отмечена особая народность – пермяки. И это важно, так как в ту пору эта отметка обозначала существование какого-то своего, обособленного языка.
Несмотря на это, неумолимый ход времени уже стирал местную народность и память о стародавних временах и самостоятельном существовании. Но всё равно, по настоящий день есть в этом регионе что-то древнее и языческое, будто бы в лесах, рядом с деревнями и неподалёку от могучего течения рек, всё ещё скрываются не только древние капища, но и группы угрюмых диковатых людей, которые знают и чтут местных богов.
Это особое чувство вдохновило писателя А.В. Иванова написать роман «Сердце пармы» или «Чердынь – княгиня гор». И в этом художественном тексте присутствуют не только реальные исторические личности, но и финно-угорские верования, а так же отражаются давно произошедшие события.
В 2021 году по этому роману был снят художественный фильм - «Сердце Пармы»...
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.