Следующая чакра — аджна-чакра, которая расположена по середине между глазами и немного выше между двумя бровями. Нет никаких элементов, связанных с двумя высшими чакрами, которые выводят человека за пределы даже самых тонких форм материи.
Иногда ее называют «третьим глазом», потому что она связана с определенным видом видения. За областью «третьего глаза» расположена шишковидная железа. Существует традиционная связь между ней и шестой чакрой. Древние говорили, что шишковидная железа чувствительна к «свету внутри».
Спустя столетия в своем трактате о высшем разуме Декарт включил диаграммы, демонстрирующие лучи света, входящие в череп и воздействующие на шишковидную железу. Он чувствовал, что каким-то образом самые существенные аспекты видения были задействованы там. Хотя это долгое время игнорировалось как простое переживание из донаучной эпохи, недавние исследования начали показывать, что в этом стойком убеждении может быть некоторая обоснованность. Хотя нет прямой связи шишковидной железы с внешней частью тела, было показано, что у некоторых животных она чувствительна к уровню света, который существует в окружающей среде. Её реакция меняется в зависимости от сезонных и суточных изменений уровня света.
Сознание, которое сосредоточено в аджна-чакре, включает в себя «интроспекцию» или «способность видеть изнутри». В древние времена «провидцем» был тот, кто сосредоточил свое сознание здесь и мог видеть интуитивно. Термин «ясновидение», хотя он и приобрел «психические» коннотации, на самом деле происходит от французского слова, которое означает «ясно видеть», и также относится к центрированию сознания в этой чакре. Но «третий глаз» обладает способностью «видеть» таким образом, который не могут физические глаза. Это более глубокое видение или интуитивный способ получения знаний.
В современных терминах «интуиция» также приобрела смутно уничижительный оттенок. Его часто используют как синоним термина «предчувствие». Его считают либо ненадежным, либо воображаемым. Это определенно не считается чем-то, на что здравомыслящий человек будет полагаться. Если бы у кого-то было интуитивное чувство, что фондовый рынок вот-вот рухнет, он, вероятно, не стал бы спешно продавать все свои акции. Даже если бы он немного забеспокоился, скорее всего, он бы просто успокоил себя. «Это всего лишь вопрос суеверия — фантазии». В тех случаях, когда интуиция действительно оказывается точной, ее склонны приписывать совпадению. В современной психологии нет систематического и научного изучения интуитивной способности и того, как она может соотноситься с другими психологическими функциями и вырастать из них.
В восточной психологии, напротив, интуиция — это четко определенное явление. Более того, это то, что можно отличить от суеверия и предчувствий. «Предчувствие» может включать в себя элемент интуиции, но оно загрязнено и перепутано с материалом из личного бессознательного. Комплексы и проблемы человека смешиваются с тем небольшим доступом, который он может иметь к чему-то за пределами своего обычного ограниченного сознания. Его предчувствия, таким образом, чаще всего ошибочны и, в лучшем случае, ненадежны. Но «получение предчувствий» является естественной склонностью человеческого ума. Когда ум спонтанно переходит в состояние спокойствия и расслабления, человек, вероятно, получит такое впечатление. Но когда он осознает этот потенциал, он чаще всего начинает вмешиваться в процесс и интеллектуализировать. Затем даже предчувствие, как оно есть, испаряется.
Напротив, истинная интуиция является стабильной, надежной функцией более высоких уровней сознания и осознания, из которых доступен более широкий спектр информации. Там интеллект и эмоции сливаются воедино и становятся интегрированными, допуская новый вид знания, вид знания, который и зависит от самореализации, и способствует ей. Интуиция, несомненно, исходит из высшего источника знания. Она расцветает постепенно с ростом сознания. Техники медитации предоставляют человеку средства, с помощью которых он может обнаружить и развить в себе тот уровень, с которого действует интуиция.
Интуиция имеет два аспекта: существует разница между творческой интуицией и высшей или направленной вовнутрь интуицией. Примерами творческой интуиции являются открытие Ньютоном гравитации или открытие Кекуле кольцевой структуры бензола, обсуждавшееся ранее. Она приводит сверхсознание в продуктивный контакт с внешним миром. С другой стороны, высшая интуиция не используется для работы с более материальными, внешними оболочками, но используется для постижения сокровенной природы нашего существа. Она беспримесна и полезна, помогая человеку найти свой путь глубже к еще более продвинутым уровням сознания.
В продвинутой практике медитации сосредоточение сознания на шестом центре приводит к постепенному отделению загрязнений от чистого опыта. В конце концов, начинает появляться точное и надежное интуитивное знание. Можно сказать, что интуитивный режим сознания, связанный с правой стороной мозга, наконец, доведен до совершенства. «Открытие третьего глаза» означает интеграцию правого и левого. Это означает объединение суждения и различения, характеризующих левую сторону, с открытостью и доступом к интуитивному миру, характеризующим правую. Это означает прекращение как сухой, бесплодной интеллектуализации, так и суеверий и «предчувствий». Это означает объединение этих двух частичных, неточных путей знания в единое целое, которое является более глубоким и проницательным.
Известный символ, сохранившийся на Западе, изображает интеграцию, которая происходит между этими двумя полюсами, когда сознание должным образом сосредоточено на этой чакре. Это кадуцей или медицинский символ. Хотя он широко используется в медицине, его происхождение и значение обычно не понимают даже врачи. По-видимому, не случайно этот символ так поразительно похож на традиционный йогический способ изображения взаимосвязи между сознанием, праной (энергией) и чакрами.
Кадуцей является копией посоха Меркурия или Гермеса, а «герметическая наука» Средних веков была тесно связана с практикой медицины, которой учили такие Мастера, как Парацельс (чьи исследования и странствия, как говорят, привели его в Россию, на Ближний Восток и, в конечном итоге, в Индию). Как мы видели во второй главе, эти средневековые «алхимики», предшественники современной химии и медицины, были очень хорошо осведомлены о правой и левой полярности и ее значении.
Центральный посох аналогичен спинному мозгу, свернувшиеся змеи — это левый и правый — ида и пингала, женский и мужской, пассивный и активный — аспекты человеческой природы, которые мы обсуждали во второй главе. Подобно нади в йогических иллюстрациях, змеи кадуцея переплетаются, наконец, встречаясь в шестом центре, где изображены два крыла.
Здесь снова символизм параллелен символизму йогических чакр, поскольку каждая чакра в традиционной символике показана со своим собственным определенным числом тонких нервных потоков, изображаемых как лепестки лотоса, Аджна-чакра показана с двумя такими лепестками в точке,
соответствующей той, где находятся крылья кадуцея.
Возможно, кадуцей представляет собой тот идеал, которого должен достичь каждый человек, стремящийся исцелить других: его сознание должно быть пробуждено к той глубокой интуиции и пониманию, которые характеризуют этот центр, так что его усилия по исцелению исходят из глубокого источника знания, находящегося здесь. Это требует длительной и систематической подготовки.
Однако даже когда подготовка не является систематической, может быть моментально испытан некий мимолетный контакт с более универсальным сознанием. Это может произойти у людей, которые в ходе своего жизненного опыта достигли уровня необычайной зрелости и личной эволюции. Внезапные вспышки измененного состояния сознания могут переживаться и описываться как подавляющие. Такие переживания описывались философами и поэтами на протяжении веков, такими как Спиноза, Уолт Уитмен и Уильям Блейк. Для подробного изучения таких сообщений см. «Космическое сознание» Ричарда Мориса Бекка.
Их воспоминания могут служить постоянным источником вдохновения в течение многих лет, но без какой-либо систематической подготовки или хорошо продуманной дисциплины такие люди обычно не способны по желанию найти путь обратно к этим моментам озарения. Они должны ждать, пока они произойдут спонтанно. Их опыт остается важным влиянием на их жизнь и важнейшим центром интеграции, вокруг которого они могут творить, но он не может перерасти в полностью интегрированное сознание. Он никогда не развивается в постоянное, базовое осознание, а остается лишь случайным, преходящим опытом. Однако посредством практики йоги под руководством опытного учителя ученик обучается систематически достигать высших состояний сознания по своему желанию.
Открытие этого внутреннего видения означает открытие режимов осознания, к которым у нас есть потенциал, но которые мы в настоящее время не можем себе представить. Это означает выход за рамки нашей культурно одобренной повседневной реальности. Это означает выход из ограниченных концепций сознания, которое ориентировано на материальные, внешне наблюдаемые явления. Это означает выход за рамки ограничений времени, пространства и причинности.
Тот, кто знает, как медитировать на пространстве между двумя бровями или аджна-чакре, обретает новую перспективу принципов времени, пространства и причинности. Однонаправленная внутренняя фокусировка осознания приводит к точке, из которой множественность явлений и событий можно рассматривать как одно взаимосвязанное целое. Затем причинная последовательность явлений в мире выходит за рамки, и можно постичь «будущие» события. Хотя это может показаться абсурдным для упрямого, интеллектуализирующего материалиста, согласно точной и четко определенной науке медитации, сеть прошлого, настоящего и будущего представляет собой поток многих событий на ложе времени. И все это ложе можно визуализировать при соответствующей тренировке.
Рамакришна пытался описать своим близким ученикам трансцендентный опыт, возникающий, когда ум полностью сосредоточен на этой чакре. Однажды он сказал:
«Я расскажу вам всё сегодня и не буду держать ничего в секрете». Он ясно описал центры и соответствующие переживания вплоть до сердца и горла, а затем, указывая на точку между бровями, он сказал: «Высшее Я познается напрямую, и индивидуум переживает самадхи, когда ум приходит сюда. Тогда остается только тонкий прозрачный экран, разделяющий высшее Я и индивидуальное Я. Тогда садхака переживает…», сказав это, в тот момент, когда он начал подробно описывать реализацию высшего Я, он погрузился в самадхи. Когда самадхи подошло к концу, он снова попытался описать его и снова оказался в самадхи.
После многократных попыток Рамакришна в слезах говорит своим ученикам, что, хотя у него есть желание рассказать им все «ничего не скрывая», он не может говорить:
Всякий раз, когда я пытаюсь описать, какие видения я испытываю, когда оно выходит за пределы этого места (показывая на горло), и думаю, какие видения я наблюдаю, ум немедленно устремляется вверх, и говорить становится невозможно».
Описывая это состояние дальше, Рамакришна говорит:
Если... чей-либо ум достигает точки между бровями.... Тогда он получает прямое знание о высшем Я.... Есть только экран, прозрачный как стекло.... Высшее Я тогда так близко, что кажется, будто человек слился с Ним, отождествился с Ним. Но отождествление еще не произошло».
Однако, когда сознание переходит в следующий и последний центр:
...разница между субъектом сознания и объектом сознания разрушается. Это состояние, в котором самотождественность и поле сознания сливаются в одно неразрывное целое.