Поступок, поначалу казавшийся геройским, для пилотов обернулся проблемами, а простоявший целый год под открытым небом самолёт "Уральских авиалиний" наконец-то начали разбирать.
Сентябрьским утром 2023 года, когда ничего, казалось бы, не предвещало потрясений, ленты новостных изданий и телеграм-каналов в одночасье разразились заголовками: "Самолёт пропал с радаров!", "Летевший в Омск лайнер отклонился от курса!" и дальше в том же духе. Речь шла о самолёте Airbus A320, выполнявший рейс из Сочи, который перед самой посадкой внезапно сделал несколько кругов, а затем направился в сторону Новосибирска, но на полпути пропал, пролетая над Убинским районом.
На борту самолёта находились 167 человек – 161 пассажир (в том числе 23 ребёнка) и шесть членов экипажа.
"Колени вместе, ступни врозь"
По словам пассажиров, они далеко не сразу поняли, что с самолётом что-то не так. Конечно, ситуация, когда лайнер внезапно отправляется на посадку в другой город, не из приятных, но далеко не всегда означает ЧП. А вот когда стюардесса, из последних сил старающаяся сохранять спокойствие, начинает зачитывать порядок действий при жёсткой посадке, невольно встревожится и самый стойкий человек.
"Расстегните воротники, снимите галстуки, обувь на высоких каблуках. Уберите все предметы, которые могут нанести повреждения – очки, ручки в карманах и так далее. Наденьте верхнюю одежду. Положите голову на колени, закройте голову руками. Если для этой позы мало места, толкните спинку кресла перед вами до упора. Положите на нее скрещенные руки, плотно прижмитесь лбом к рукам. Держите колени вместе, ступни врозь", — произносит девушка на записи, сделанной одним из пассажиров.
Тем временем, кто-то в салоне плакал, кто-то – прощался с близкими, включив, вопреки запретам, телефоны и не зная, успеет ли связь сработать в последние секунды. Позднее, уже на земле, молодой человек с улыбкой будет показывать журналистам отправленное девушке сообщение: "Мы падаем! Я тебя люблю! Прощай, зай". Однако в тот момент многие действительно успели попрощаться с жизнью.
Уже позднее стали известны причины инцидента, прозванного прессой "чудом на пшеничном поле". Как оказалось, посадке предшествовала целая цепочка роковых совпадений, первым из которых стал отказ гидравлической системы, а вслед за этим начались неполадки в системе шасси.
Решив не рисковать – длины взлётно-посадочной полосы в Омске могло и не хватить – пилоты направились в Толмачёво, однако на полпути оказалось, что оставшегося топлива не хватит на путь до Новосибирска. В результате чего и было принято решение садиться в поле – так себе вариант, с учётом того, что если неудачи продолжат преследовать самолёт и на земле окажется, например, забытый плуг, это обернётся трагедией. Однако иного выбора, как тогда казалось, просто не было.
"В 9:40 диспетчер мне доложил, что в районе села Каменка приземлится самолет. Я подумал, это какая-то шутка – Каменка у нас окружена лесами и болотами. Там вообще сесть некуда. Меня это очень пугало. А в соседнем селе - Московке - есть клочок земли – можно сказать, полоса из поля. Если самолет там не приземлится, он нигде уже не сядет", - рассказывал тогда районный глава Олег Конюк изданию "КП-Новосибирск".
По словам чиновника, всю дорогу к предполагаемому месту посадки он боялся, что увидит на горизонте столб дыма или услышит грохот падения. К счастью, пилоты справились именно с этой с задачей на "отлично" – борт стоял посреди пшеничного поля, а пассажиры эвакуировались по надувным трапам, прямо в руки к подоспевшим врачам и спасателям.
Приземление вышло почти идеальным – по словам пассажиров, посадка на поле получилась почти такой же комфортной, как на аэродром. Тогда ни у кого не было сомнений, что лётчики совершили настоящий подвиг.
Вылетел в таксисты
Уже позднее проверки Росавиации покажут, что истиной причиной ЧП стала ошибка экипажа – лётчики неправильно определили положение шасси и неверно оценили запас горючего. А потому, хотя при экстренной посадке обошлось без пострадавших, пилотов отстранили от полётов и отправили в неоплачиваемый отпуск.
По данным СМИ, в какой-то момент второй пилот рейса, Эдуард Семенов, даже временно был вынужден переквалифицироваться в таксисты, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Впрочем, к сегодняшнему дню он проходит переобучение и готовится в скором времени вновь вернутся в небо.
Командир воздушного судна Сергей Белов тоже нашёл способ вновь работать в авиации – уволился из "Уральских авиалиний" и прошёл собеседование во вьетнамскую авиакомпанию, на которую теперь и работает.
Одной из главных проблем после приземления в поле стал и сам самолёт. Долгое время что с ним делать никто не представлял – звучали самые разные предположения, от создания на его базе кафе или мини-отеля, до восстановления и возвращения машины к полётам. В том числе полагая, что борт сможет подняться в воздух своим ходом.
Некоторые жители Московки даже поверили, что благодаря лайнеру удастся привлечь в деревню туристов. Тем более за минувший год были прецеденты, когда посмотреть на самолёт в полях приезжали даже столичные гости.
Увы, но принятое владельцами решение оказалось самым прозаическим – самолёт демонтируют и увезут по кускам.
"Сам самолет жалко. Представьте: летал, посадили его в поле, никому не нужен стал. Еще и зиму сибирскую пережил, теперь и вовсе разберут на запчасти", - сетует в комментарии НГС местная жительница Людмила.
"Было бы хорошо, если бы его оставили именно здесь. Дорогу бы сделали к нему, открыли бы музей или еще что, люди потянулись бы в область. Может тогда и деревня зажила бы, развиваться начала", - рассказывает ещё одна жительница Московки, Татьяна.
Закончить эпопею обещают к декабрю – из салона, который весь год простоял законсервированным, уже вынесли все кресла и прочее убранство, а из топливной системы слили оставшийся керосин.
Вокруг места вынужденной посадки, в которое превратилось пшеничное поле под Московкой, уже вырос небольшой рабочий городок и вокруг самолёта вовсю кипит работа. В авиакомпании пообещали, что снятые запчасти будут использоваться для ремонта других Airbus.
Ну а об истории будут напоминать лишь фотографии.