«Медведь вылез из берлоги. Он хотел спать, но бессонница жизни гнала его по дорогам…
Говорили женщины: ночью медведь ходит у крайнего дома. Рысь – да, каждую зиму. К кому-нибудь да придет, кто на краю. Там страшновато, но медведь...
Непонятно, кто охраняет деревни и сёла? Кто их оберегает? И не от медведей... Деревня какая-нибудь – несколько деревянных домов, иногда ветхих, с плоховатыми оградами. И, бывает, не запираются. Вокруг поля, леса... Ни милиции, которая бережёт, ни охраны, которая стережёт. Что, как не Святой дух охраняет эти жилища?
А медведь... О медведе как-то не верю.
«Посёлок городского типа», хотя явлений «этого типа» в Шатунском нет. А шатуны бывают. Вот я… Что гонит меня по дорогам?.. Притча: обманщик выклянчил клячу, уехал и пропал. Владелец ждёт-пождёт, и делает вывод: «Наверное, он умер?»
Я – один из них. Не тот, кто крадёт, а тот, кто с тревогой думает о другом! Да, так. Меня обворовывают, но я оставляю мою берлогу, думая найти его и убедиться в том, что он жив.
И вот я, обобранный и выгнанный зверь в неродном доме. Мимо – поезда. Они идут огородом, призывно стуча. Наверное, уеду. А пока мой адрес: Шатунское, Шершне-Бекинский район, улица Ленина, дом двадцать».
Это начало повести. Какая грустная, но добрая интонация, какое погружение в себя… И что напоминает? А напоминает это классическую лирическую прозу, так как лирика уже с первых слов этого повествования.
Ещё пример:
«Моя комнатка три метра на четыре. Неподалёку станция. Уходят электрички в Сверединск. Бьют железом о железо, будто трамваи на улицах города, уговаривая меня ехать к Татке. Диспетчер на всю округу: «Первый-первый, – на третий путь»…
Неподалёку гора с лысиной на макушке, гранитные надгробья. Кладбище на горе, а пруд внизу (правильно ли это?): там летом ловит щурят наш старик.
В окне дикая Луна. Привет, Луна, – говорю я ей, – тебе миллионы лет, а мне вот-вот тридцать. … Астрономия – пугающая наука. Памятный учебник с тёмной обложкой, утыканной белыми крапинками планет. Карта звёздного неба – аналог пропасти. Пропасть – пропасть – пасть – напасть».
И этот фрагмент первой главы полностью подтверждает: перед нами лирика.
Лирика от греческого лира, инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни. И это род литературы, в котором первичен не объект, а субъект, его высказывания и его отношение к изображаемому.
Вот что сказал о лирике как особом роде литературы Г.Гегель в своей работе «Эстетика»:
«Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам его создатель и, прежде всего, его внутренний мир».
В этой классической лирике под названием «Дама в снегах» имеются, как и положено в лирике, изображение предметов, в котором проявляется субъективный взгляд. Ещё фрагмент повести:
«Тут снежная тишина... Снег – кулинарное чудо. Мороженое. Но одновременно – дивный материал для лепки. А для какой цели напилен он на параллелепипеды и кубы, непонятно, но будто для возведения каких-то домов! На дороге, которая идёт вверх, – выше колена, и – как песок, в котором нет опоры, ноги – колёса, крутятся на месте; напоминает восхождение на какой-то олимп».
Приведём слова В.Г. Белинского в статье «Разделение поэзии на роды и виды»:
«Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но всё зависит от того, какое значение ему даёт субъект»
А субъект, то есть главная героиня повести даёт ему значение очень непростое. Её жизнь, её судьба на данный момент буксует и ей нет выхода на олимп, к которому она тщетно стремится. Но, судя по тому, что мы можем далее увидеть в повествовании, идёт какое-то восстановление, точно из тяжёлой болезни.
Откровения обо всём: о нелёгких отношениях с мужем, о появлении любовника, о тоске по оставленной в городе дочке, о невозможности работать по вновь обретённой профессии. Душа этой Лауры перед нами, так как это самая настоящая исповедь, в чём-то горькая, в чём-то светлая.
Невозможно не привести здесь высказывание на эту тему немецкого писателя, писавшего под псевдонимом Жан Поль (настоящее имя: Иоганн Пауль Фридрих Рихтер):
«Лирическое переживание, как правило, заключённое в настоящем, способно вмещать общечеловеческий смысл: в лирическом высказывании потенциально может узнать собственные чувства и мысли любой читатель. И так как круг человеческих эмоций при всём несходстве мировосприятия людей разных эпох достаточно устойчив, в лирике разных времён выделяют, так называемые вечные темы и проблемы».
Так что, писатель Татьяна Чекасина неверно назвала свою повесть повестью о диссидентке? Нет, повесть названа верно. Но об этом в следующий раз, и тогда мы разъясним ту вечную тему и ту вечную проблему, о которой говорил Жан Поль и которая присутствует в этом произведении.
Даём уже по традиции ссылки для знакомства с этим автором.
На каналах Дзен:
«Татьяна Чекасина писатель»
«Супер-чтец»:
https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link
«Советские писатели»:
https://dzen.ru/id/6627a955e8204c09edce2a29
На страницах Ютуб, ОК, ВК тоже есть публикации.
Ссылки на книги.
В бумажном и в электронном виде:
1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/
2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2
https://www.labirint.ru/books/876884/
https://bmm.ru/books/details/421649/
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/
https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug
https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/
https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/
https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B+%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0
4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город
Book24 Литрес
5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка
Электронные книги:
1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/
2. «25 рассказов»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/
3. «Чистый бор»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/
4. «Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/
5. «Предшественник»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/
6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь
7. «Дама в снегах» Дама в снегах
8. «Квартирантка» Квартирантка
Тот, кто согласен с позицией нашего канала, а это позиция добра, любви к людям и любви к своей стране, просим предлагать для наших разъяснений книги других современных авторов, создающих свои произведения методом реализма. Подписывайтесь на наш канал, делайте репосты и ставьте лайки.