Позвольте не тратить строки преамбулы на объяснение, в чём заключается величие компьютерной игры Doom. Лучше сразу перейдём к делу: многие поклонники этой игры (включая меня) мечтали увидеть её события на большом экране. А о том, что "Дум" собираются экранизировать, я узнал ещё в 90-е, на страницах журнала "Денди - новая реальность" (так, упомянули вскользь). К тому времени я почти прошёл "Дум" на верной "Супер Нинтендо" и выучил наизусть новеллизацию игры, о которой писал тут:
Великой игре - великий фильм! Чтобы в нём были величественные марсианские бастионы и завораживающие пейзажи Ада, полчища разнообразных демонов и зрелищные побоища... Увы: ТАКОГО "Дума" мы до сих пор не увидели.
Фильмы, о которых я сегодня расскажу, дали зрителю лишь слабое подобие того самого сюжета и той самой атмосферы. И речь пойдёт не только о двух официальных экранизациях... вот с них-то и начнём.
Doom (2005)
Если вы наткнётесь на подборку под названием "Фильмы с одной-единственной запоминающейся сценой", то в ней со стопроцентной вероятностью окажется "Дум" 2005 года. А сцена - та самая, которая имитирует шутер от первого лица. Снято действительно креативно и захватывающе. А что же в остальном?
В остальном - банальнейший среднебюджетный фантастический боевичок, о том, как на очередной научной станции что-то там произошло, и группа спецназа отправилась разбираться... Сколько раз мы это видели? К примеру, за три года до того вышла первая экранизация "Обители зла": сюжет - абсолютно тот же самый, но снято ярче. Фанаты оригинальной игры не простили сценаристу, что он выкинул весь сатанизм: герои сражаются против научно объяснимых мутантов, не имеющих никакого отношения к Аду. Помню, брал диск в прокате (да-да, ещё в ТЕ времена) и очень разочаровался.
А вот не было бы привязки к известной франшизе - и претензий бы не было. Вполне себе смотрибельная фантастика с участием Дуэйна Джонсона и Карла Урбана, за много лет до того, как он засиял в "Пацанах", в роли Бутчера.
"Дум. Аннигиляция"/Doom: Annihilation (2019)
А вот об этом фильме пишу по свежим впечатлениям. Только сейчас добрался и был приятно удивлён...
Недалёкое будущее. На научно-исследовательской станции, на спутнике Марса, учёные экспериментируют с порталом, который может телепортировать объекты на Землю и обратно. Правда, доброволец, прошедший через эту процедуру, стал подозрительно напоминать зомби. А вскоре через означенный портал начали вылезать неизвестные науке существа...
Отряд космических морпехов, прибыв на станцию, обнаруживает лишь полчища проворных и очень сильных зомбаков, в которых превратился персонал станции. Затем появляются некие демоны, кидающиеся огненными шарами... Да, это наши любимые импы, и в целом, фильм представляет собой относительно бережную экранизацию легендарного "Дума". Ключевое слово: "относительно". А конкретно, относительно первой экранизации, 2005 года выпуска.
Казалось бы, всё на месте: бензопила, двустволка, стрельба по бочкам, разноцветные ключи и даже БФГ! Действие разгоняется долго почти полчаса, зато потом почти не останавливается. Снято пристойно (с поправкой на бюджет), сюжет банален, но оригинальный "Дум" мы любили не за сюжет, а за мрачную сатанинско-адскую эстетку... И вот теперь о грустном.
Ада нам опять не покажут. Точнее, некий эрзац - иной мир, где живут твари, говорящие по-шумерски. Да и тварей-то особо нет (бюджет, бюджет!). Помимо означенных импов покажут нечто, символизирующее (по всей видимости) Барона Ада. Тут главное не искать логику: вроде бы, сказано, что эти пришельцы когда-то подарили людям письменность и математику, но вместо многомудрых Инженеров мы видим каких-то полудиких чертей, которые могут разве что голову человеку отгрызть (чем они, собственно, и занимаются).
Словом, всё как в анекдоте: "собаку не ругайте, она лаяла". Вернее, "режиссёра не ругайте, он сделал, что мог". На данный момент это самое близкая к первоисточнику экранизация "Дума". И я сейчас не только про "Дум" Бартковяка, но и ещё про один фильм, о котором расскажу далее.
"На предельной глубине"/The Dark Lurking (2009)
Внезапно австралийский боевик ужасов. Некая симпатичная девушка просыпается незнамо где и ничего не помнит. Вокруг - какие-то коридоры, по которым бегают тяжело вооружённые люди и палят в каких-то монстров. Постепенно выясняется, что это научно-исследовательская база, расположенная невесть на какой планете. Персонал базы обратился в жутких демонов, немногочисленные уцелевшие, включая героиню, ищут выход на поверхность... Знакомый сюжет, не так ли?
Подземные лабиринты, наёмники, похожие на морпехов, монстры, похожие на импов... Да, привкус "Дума" чрезвычайно силён. Даже сатанинский компонент присутствует: люди мутируют под воздействием генома падшего ангела. А если посмотреть сразу после "Дум. Аннигиляции", это даст интересный эффект: почти то же самое, только... хуже. Увы, хуже.
Да, монстров здесь больше, загримированы они отлично, пальбы много. Но очень бросается в глаза нехватка бюджета - точнее, отчаянные попытки скрыть эту нехватку. Поэтому в сценах побоищ используется суматошный монтаж - попробуй разгляди что-то в этой мельтешне! Ещё в этом фильме любят показывать рожи героев во весь кадр, дабы не видно было скромных декораций...
Что гораздо непростительнее, после бодрого начала действие провисает. Смотреть становится скучно. Ближе к концу опять раскочегаривается, но это мало чему помогает, так как экшн в этом фильме однообразен. Но, как ни странно, впечатления, в целом, скорее приятные. Даже не "так плохо, что хорошо", а "видно, что люди старались".
"Отель Инферно: Храм боли"/Hotel Inferno 2: The Cathedral of Pain (2017)
Да-да, именно вторая часть. Напомню, что такое первая: трэш-боевик с пальбой и весёлыми потрошками, снятый от первого лица - ещё до "Хардкора". А это прямое продолжение, и опять в режиме FPS. На сей раз создатели попытались воссоздать подлинную, мрачно-сатанинскую и жестокую эстетику Doom.
Герой, совсем как Думгай, попадает в настоящий ад, находит волшебный инфернальный пулемёт и начинает изничтожать зомбаков и монстров, попутно ища выход из лабиринта. Появляется даже существо в виде летающей головы... что-то знакомое, да? Тем обиднее, что из всех фильмов подборки этот - самый близкий к первоисточнику именно в плане антуража, но он же и самый дешёвый. Эффекты откровенно бутафорские, но в этом есть определённая изюминка. Главное - задорно, видно, что люди веселились.
Напоследок вкратце расскажу ещё о трёх фильмах, в которых можно заметить слабенький проблеск любимой игры.
"Логово"/The Lair (2022)
Сбитая американская лётчица в Афганистане случайно нашла старый советский бункер (см. табличку). Там в огромных колбах сидят монстры, смахивающие всё на тех же импов. По закону жанра твари выбираются наружу и нападают на близлежащую военную базу...
Впрочем, этот боевичок напоминает не столько "Дум", сколько серию фильмов "Обитель зла", здесь даже есть эрзац-версия Милы Йовович. Хотя нас интересует другое: как тут насчёт красочных боёв "люди против монстров"? Так я вам скажу: полный порядок. Режиссёр прекрасно знает, для чего мы включили этот фильм, именно это нам и даёт.
"Лощина смерти"/Death Valley (2021)
Группа наёмников (опять) пытается проникнуть в некую лабораторию (опять) в далёкой стране. Вокруг отираются какие-то повстанцы, а внутри прячутся монстры, будто бы сбежавшие из массовки игры Doom 3. Начинается пальба и беготня.
Не самый интересный из малобюджетных фильмов, снятых по формуле лабиринты + монстры. Если и смотреть, то только когда больше совсем уж нечего.
"Шутер от первого лица"/FPS: First Person Shooter (2014)
Завершу фильмом, носящим весьма говорящее название. Если вам не хватило той самой сцены от первого лица из первой экранизации "Дума", то здесь таким образом снят весь фильм: герой бродит по коридорам и изничтожает зомбарей, а мы видим всё дело его глазами. Фильм откровенно любительский, но довольно забавный и изобретательный. (Бензопила и дробовик прилагаются.)
О других экранизациях компьютерных игр: