Найти тему

Свадьба в поселении меннонитов

Иван Панкрац
Хранитель музея, учитель истории
д. Неудачино, Новосибирская область, Россия

Свадьба – одно из важных событий в жизни человека. Каждый народ имеет свои связанные с ней обычаи. Есть они и у немцев. Одни относятся ко времени перед свадьбой, другие – непосредственно к самой церемонии бракосочетания, третьи – ко времени после свадьбы. Рассмотрим свадебные обычаи, сохранившиеся в деревне Неудачино, основанной в начале XX века меннонитами.

Очагом и центром культуры деревни Неудачино в начале XX века была школа. В ней проходили все мероприятия. По вечерам собиралась молодежь, пели песни, готовили театрализованные представления. Проводилось там и молитвенное собрание которое посещали все члены общины, независимо от возраста. Действовал хор, который состоял в основном из парней и девушек, что давало возможность молодым людям общаться. Обычно там и образовывались будущие пары. Дружили долго, иногда до пяти лет, только потом играли свадьбу.

Когда молодые принимали решение пожениться, парень должен был идти к родителям девушки, чтобы просить ее руки. Шел он, как правило, один, без сватов. Невеста заранее предупреждала родителей о предстоящем визите, который было принято совершать в пятницу вечером. На встрече присутствовали только жених, невеста и ее родители. Если родители девушки давали согласие на брак, то в воскресенье в дом невесты приглашали родителей жениха и близких родственников с обеих сторон, чтобы объявить о помолвке и договориться о дате свадьбы.

У немцев предложение руки и сердца считается обязанностью мужчины. Эта традиция устоялась на протяжении достаточно долгих лет. Но для женщин существует так называемая лазейка. В високосный год девушки могут делать предложения своим избранникам. Это является частью культуры российских немцев.

С момента сватовства молодые люди официально считались женихом и невестой. Период между сватовством и свадьбой обычно составлял 3–4 недели. Раньше в деревне существовала традиция приглашать жениха и невесту к родственникам на обед.

Приглашали обычно на свадьбу всю деревню и родственников из дальних деревень. В доме-музее сохранилось свадебное приглашение 1935 года Генриха Тевса и Марии Ренпеннинг на немецком языке. Из него видно – звали всех сельчан (alle Kollektivisten). Всегда были желающие помочь продуктами. Свадебные приглашения писали обычно на простой бумаге. Потом жители передавали их из дома в дом. Так приглашение, пройдя всю деревню, возвращалось обратно в дом невесты. В 1970-х годах пригласительные открытки уже покупались, и за две недели до свадьбы жених с невестой сами их разносили по деревне.

В субботу накануне свадьбы устраивался «вечер дарения» (Pulterabent). Проповеди в этот вечер не было. Жениха и невесту в нарядной одежде усаживали на «престол». Гости в порядке очереди, говорили им пожелания и одаривали: сначала родители невесты, потом родители жениха, далее бабушки и дедушки, близкие родственники, а потом и остальные. В дальнейшем в программе участвовала молодежь. Вечер проходил в праздничной шуточной обстановке. Готовили театрализованное представление, сценки. На сегодняшний день эта традиция соблюдается уже не у всех немцев на свадьбе.

Венок для невесты в нашей деревне всегда делала Анна Гергардовна Нейфельд. Есть много фотографий, подтверждающих эту информацию. Ни одна свадьба не проходила без помощи Анны Гергардовны. Она делала невестам венки на голову из самодельных цветов, зелени и других материалов. Цветы изготавливала из атласных или шелковых лент. Анна Гергардовна посадила дома специальное миртовое дерево. Мирт – это символ чистоты. Веточки этого растения она добавляла в венок невесте. Также в венок вставлялись веточки аспарагуса и самодельные цветочки. Этот венок прикалывался к фате невесты. Каждой невесте на платье Анна Гергардовна прикрепляла два самодельных белых цветка с веточками аспарагуса и мирты. В деревне этот букетик цветов с зеленью на одежде называли «Tritte». По желанию невесты украшали рукава и подол платья цветами, листьями мирты и аспарагуса.

Жениху Анна Нейфельд делала «Tritte» из белой атласной и фатиновой ленты. Украшал «Tritte» жениха только аспарагус. Традиционно готовилась для костюма жениха спираль из медной проволоки, украшенная зеленью. По традиции у всех незамужних девушек и неженатых юношей были такие «Tritte».

Совместная жизнь у меннонитов начиналась только после венчания. При этом законно зарегистрировать брак было предпочтительно до венчания в общине.

Так называемого «Выкупа невесты» у меннонитов не было. Пока невесту готовили к венчанию, жених ждал ее в соседней комнате или на улице. Свадьбу немцы-меннониты празднуют в воскресенье с 10 утра и состоит она из двух частей. Под пение хора молодые заходят на торжественную часть. Венчание обычно проводит пресвитер общины. Ритуал включал в себя проповедь, торжественные песнопения, молодые давали клятву быть верными друг другу. Во время обеденного перерыва молодежь обычно делает фото на память. Если свадьба летом, обычно выезжали на природу. Специальных фотографов не нанимали.

Во второй части программы участвует молодежь. Праздничная церемония заканчивается перед ужином обрядом снятия свадебного венка. Его обычно снимает незамужняя сестра или подруга невесты. Вместо венка прикалывали бант на шпи­льке, это означало, что девушка замужем. Первое время после свадьбы она не снимала этот бант, а поз­же повязывала платок. С груди жениха снимают цветок. Во время этого обряда молодежь поет песню «Gieb hir den Kranz, du brauchst ihm nicht» (Склони ты голову свою, в венке зеленом и в цвету.) Под музыку молодежь по очереди подходит к жениху и невесте и «отправляют» их в семейную жизнь, следом подходят молодожены и поздравляют, символично принимая их в свои ряды.

Ни одна свадьба не обходится без юмора. Обычно молодежь проводит юмористическую программу перед ужином после обряда снятия венка. В подготовке к свадьбе принимали участие родственники, друзья и соседи.

В пятницу вечером перед свадьбой, молодежь собиралась в доме невесты для приготовления украшений для молодежи и детей. Из разноцветных лент и зелени аспарагуса изготавливали венки, которые в день свадьбы прикрепляли к груди детям и молодежи.

Молодые парни тем временем строили шалаш во дворе. Из бревен делали каркас, на который затем натягивали палатки. Стены и потолок украшали зелеными ветками берез и осин. Свежескошенной травой в воскресенье утром засыпали весь пол в палатке. Не зря говорят, что у немцев «зеленая свадьба». Сегодня мало кто строит шалаши для проведения свадеб. Она проходит в молитвенном доме.

Основным подарком молодоженам на свадьбу является Библия. Эта традиция соблюдается до сегодняшнего дня. Считается, что тексты из Библии освящают жизнь людей, брак становится священным, светлым. Обязанностью молодой семьи являлось ежедневное чтение Библии.

Существует традиция, которую немцы соблюдают и сегодня. Если младший брат или сестра женятся раньше старшего, то старшего брата пропаривали на печке (opem bakuwe sate – посадить на печку). Раньше такие печки стояли практически на каждом дворе, использовались для выпечки хлеба летом. В топку добавляли соломы, чтобы дыма было побольше. Во-первых, это считалось позором для старшего брата, а во-вторых, обряд должен был подтолкнуть его к женитьбе. Девушек не сажали на печку, так как замужество зависело не от них, они ждали, когда их засватают.

После ужина вся молодежь и женатые собирались в шалаше играть. Традиционную игру «Huch liwe» (дословно – высоко жить) проводили на всех свадьбах. Вся молодежь вставала в круг и, образуя хоровод, пела песню. Жених завязывал глаза невесте и вел ее по кругу. Невеста держала фату и отдавала ее девушке из круга, после этого невеста завязывала глаза жениху и вела его, чтобы он передал букетик из петлицы какому-нибудь юноше. Так в хороводе образовывалась еще одна пара. Считалось, что это будущие жених и невеста, часто так и происходило. Кому доставались эти реликвии, их сажали на связанные стулья, поднимали вверх и кричали: «Горько! Горько!» Они должны были там поцеловаться, в дальнейшем эти парень и девушка становились ведущими вечера. Часто вечер затягивался до полуночи. Играли в «ручеек», «пояс». Обязательной игрой всегда была «Grunes Gras» (зеленая трава).

В подготовке праздничного стола всегда принимали участие все родственники с обеих сторон. Расходы на свадьбу родители жениха и невесты делили пополам. В пятницу пекли коржи для торта «мишка», пряники. Так как свадьбу обычно играли на дворе у невесты, то еду готовили там же.

В субботу жарили котлеты, их раньше подавали холодными. Чистили картошку для борща и картофельного пюре. В чане на 120 литров варили кисель. «Твойбаки» пекли в субботу. Тесто для него делали в большом деревянном корыте, примерно из 12 литров молока. После замески его делили на 10 частей, которые развозили по родственникам, затем их пекли. Корыто, в котором замешивали тесто, сохранилось до наших дней, сейчас оно находится в доме-музее. Воскресное утро перед свадьбой всегда очень напряженное. Идут последние приготовления. Рано утром женщины варят борщ в большом котле на улице, от этого он становится еще вкуснее.

Место жениха и невесты за столом украшалось цветами, их стулья перевязывались лентами. На свадебный стол подавали разнообразные кушанья.

Из воспоминаний Зары Гергардовны Панкрац: «Наша свадьба состоялась 17 июля 1960 года. Был очень жаркий день, и свадьбу справляли в палатке, которую поставили у нас во дворе. Пригласили всю деревню, более 400 гостей присутствовало. Гостей, которые приехали из других деревень, и близких родственников накормили обедом. Для этого сварили борщ. Сочетание началось в два часа проповедником Госсеном из села Солнцевка Омской области. Кофе пили в пять часов. Основным угощением были пирожки из ревеня, пряники, плюшки, пирог с посыпкой, пирог из патоки (сахарная свекла) и булочки с сахаром. После второй части состоялось снятие венка. Уже вечером после скотины подавали ужин. Он состоял из холодного мяса, салата, из двух копченых свиных окорочков, киселя и твойбаков. После первой части нам дарили подарки. Вечер дарения, как сейчас модно, в то время отдельно не проводили. Люди жили скромно, традиционными подарками были отрезы ткани, посуда, утварь. Мой отец нам подарил комод, который сам сделал. Он и сейчас стоит в моей комнате».

Традиционный характер свадеб меннонитов сохранился до конца ХХ века. Но в ходе миграции состав села изменился. Однородность, характерная для традиционных меннонитских поселений начала XX века, исчезла. Сокращение численности и отсутствие прежней изолированности привели к трансформации традиционной культуры меннонитов, в том числе свадебной обрядности. Все чаще встречаются межнациональные браки и браки с представителями других религий. Однако, как и прежде, у меннонитов деревни Неудачино свадьбой считается именно венчание. И до сих пор немцы-меннониты деревни Неудачино отмечают свадьбы по традициям и обычаям, которые соблюдались более ста лет назад.

BiZ-Bote № 2/2023