Найти в Дзене
Parametr

Конец противостояния: как город понял и принял промзоны

Промышленные здания преимущественно ассоциируются с невыразительной и даже мрачной архитектурой, лишенной эстетики. Однако сейчас промзоны активно исправляют свою репутацию и успешно интегрируются в городскую ткань. Разбираемся, как современные предприятия ломают стереотипы.

История дела государственной важности

«Нижполиграф» в Нижнем Новгороде. Источник: сайт: nn.rbc.ru
«Нижполиграф» в Нижнем Новгороде. Источник: сайт: nn.rbc.ru

Промышленная архитектура как вид появилась в России в XVIII веке в период активного развития машиностроения. Облику заводских зданий уделялось большое внимание со стороны государства. А для строительства частных предприятий и вовсе приглашали известных иностранных зодчих. Многие здания стали настоящими шедеврами, например, фабрики «Красный Октябрь» и «Большевик» в Москве. Сегодня эти проекты прошли редевелопмент и приспособлены под современное использование, в том числе офисы, креативные кластеры, жилье. А, например, в здании «Нижполиграфа» в Нижнем Новгороде сохранилось производство.

В советское время курс на ускоренную модернизацию скорректировал отношение к промышленной архитектуре. Здания стали более утилитарными и функциональными, типовыми. В строительстве стали использовать быстровозводимые конструкции. Художественные решения, если и применялись, то использовались точечно, например, для входной группы. При этом нельзя сказать, что все предприятия, построенные в советское время, были невыразительны – даже тогда промышленные здания не были лишены эстетики. Достаточно посмотреть на первые корпуса Завода имени Лихачева (ЗИЛ), фрагменты которого до сих пор существуют.

Другое дело, что советские промзоны в силу особенностей организации пространства и сильной изношенности построек с течением времени превратились в «ржавый пояс» – маргинальные территории, которые выключены из ткани города и которые не подразумевают возможности многофункционального использования.

Мощное преображение

Сегодня промышленное производство в России переживает эпоху глубоких перемен. Растет не только функциональность, но и эстетика объектов. Фасады из сэндвич-панелей ушли в прошлое. Все больше производственных зданий стремятся стать символами современного архитектурного искусства, ломая устаревшие стереотипы о «сером» промышленном строительстве. Новые площадки превращаются в стильные и современные комплексы, которые гармонично вписываются в городскую среду и становятся важной частью района.

Архитектурный облик промышленных объектов приобретает огромное значение и для бизнеса. Компании осознают, что привлекательный внешний вид зданий способствует не только созданию комфортной рабочей среды для сотрудников, но и подчеркивает престиж работодателя. А это помогает сформировать позитивный имидж и заинтересовать высококвалифицированных специалистов.

Нейроэстетика — наука, изучающая влияние дизайна на восприятие, — подчеркивает, что промышленные здания должны не только выполнять утилитарные функции, но и дарить положительные эмоции. Использование таких элементов, как яркие фасады, интересные формы зданий и внедрение арт-объектов, помогает формировать эстетически привлекательные пространства.

Яркий пример такого подхода — Промпарк Бутово в Москве. Этот промышленный парк стал первым подобным проектом в городской черте, удачно встроенным в окружающую застройку. Через несколько лет жилая инфраструктура достигнет границ парка, что обеспечит гармоничное сосуществование жилых и рабочих зон. Здания парка имеют контрастные фасады, вертикальные панели и большие стеклянные площади офисных блоков, что создает динамичную и ритмичную композицию. А благоустроенные территории и отсутствие глухих заборов делают Промпарк привлекательным не только для сотрудников, но и для жителей района.

Промышленный парк Бутово
Промышленный парк Бутово

Промпарк Бутово — один из показателей того, что Россия вступает в новый этап промышленного развития, где архитектурный дизайн и функциональность идут рука об руку. Эти современные объекты становятся символами прогресса и инноваций в городской среде.