Найти тему
Время жатвы

Покаянии это не самоизбиение!

Каждому доводилось наблюдать поведение пьяного или обкурившегося человека, а то и самому бывать таким. Придя в человеческое состояние (на следующий день или через годы реабилитации), он ужасается своему поведению, ему стыдно, он просит прощения у семьи и друзей. Он пытается вернуть доброе имя в глазах людей, признавая свое скотское поведение и искренне обещая держать внутреннего зверя на поводке.

В этой бытовой распространенной ситуации есть сходство с покаянием.

Мы опьянены житейской прелестью, одурманены самомнением и не чувствуем своего падения, так как сроднились с ним и приспособились. Так пишет об этом Исаак Сирин:

Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе.

Когда человек вдруг духовно трезвеет и осознает, что он некто больший, чем привык с рождения о себе думать, то у него возникает сильная потребность снять старую одежду, в которой тесно и которая уже пахнет. Когда он осознает доброту и достоинство своей природы и то, во что он ее превратил по неведению, у него возникает волевой импульс вернуть утраченное. Это покаяние. Это красота и зрелость души. Это достоинство и мужество.

Покаяние это "Я грыз людей и себя по неведению, но я не зверь больше. Я возвращаю свое достоинство, данное мне Богом. Я богочеловек".

Иначе человек остается в негласном бессознательном согласии со своим животным естеством. Он как бы говорит "А что в этом такого? Я зверь, я грызу. Другие тоже грызут. Хм. В чем мне каяться?". И он прав. Потому что он искренне не видит высоты своего призвания, а низость считает неколебимой природной данностью.

Поэтому, пока человек сам не увидит себя, покаяние для него закрыто. Также как алкоголик не может начать лечиться и никто его не заставит, пока он сам не признает свою зависимость. Также как НРЛ не лечится до тех пор, пока человек не осознает свое состояние (что крайне маловероятно, как говорят).

В силу незрелости, греховность не осознается. Душа, впустившая в свое естество зло и сросшаяся с ним, грех считает частью себя. Поэтому покаяние ею воспринимается как самообвинение, причем несправедливое. Греховность воспринимается как плохость и вызывает протест.

Но грех это не плохость. Грех - это искажение, ставшее нашим естеством. Это данность сегодняшнего состояния мира. Поэтому нет плохих или хороших, а есть осознавшие греховность и не осознавшие.

Если человек не убил, не ограбил, не обозвал, то это не значит, что он праведник. Это значит, что не случилось события, в котором бы проявилась его сущность. И возникает иллюзия хорошести, которую принято почитать за праведность. Но это самообман. Грешны и вредители и доброделатели.