Маргарита Борисова - о тех временах, когда гаражи становились клубами, про новенький "Запорожец" и лучшую валюту для строительства.
Наш первый, "ушастый"
Первая машина появилась у нас, когда мы жили в коммуналке на улице Седова. Отдельного жилья еще не было, а автомобиль папа приобрел. Это случилось в 1972 году. Мне тогда было четыре года.
За машиной в Южный порт отправились папа с мамой и папин младший брат, мой любимый дядя Слава. За наличный расчет они приобрели там "ушастый" "Запорожец" (ЗАЗ-966).
В одной очереди с ними в кассу стояла Клавдия Ивановна Шульженко со своим администратором. Правда, они покупали "Волгу". При случае папа всегда говорит, что купил первую машину вместе с народной артисткой.
Папа зарабатывает на "Запорожец"
Сколько стоил тогда наш "Запорожец", память стерла, но помню, что перед его покупкой папа отправил нас с мамой в Белоруссию к маминой родне на месяц . А сам набрал «халтуры». Отец работал тогда в проектном институте, проектировал для мясокомбинатов по всему Советскому Союзу автономные котельные и был чрезвычайно востребован. Пока мы отдыхали, он корпел над кульманом. Его проведывала бабушка, его мама. Она говорила, что из-за стружек от карандашей не могла войти в комнату.
Возможно, она преувеличивала, но к нашему возвращению нужная сумма была собрана. Никаких очередей и записей на машину не было - в детстве папа попал под трамвай и потерял ногу, поэтому он покупал машину как инвалид.
На парковке - мы и "Волга"
Машина куплена, можно и за руль, но водительские права у папы отсутствовали, и новенький "Запорожец" пригнал в наш двор дядя Слава. Он работал машинистом и даже имел собственную 21-ю "Волгу", которая, правда, постоянно ремонтировалась.
В общем, наша машина заняла свое место во дворе, благо места было предостаточно.
В то время в нашем дворе на парковке стояли две машины. Наша и нашего соседа-гаишника дяди Саши - списанная из таксопарка 24-я "Волга" желтого цвета с закрашенными "шашечками". Вот такая:
Так что мы там играли во все подвижные игры. Если в прятки - можно прятаться за машинами, в догонялки - носиться вокруг них. От детей для машин вреда мало, если только в мячом попадут.
Авария и приобретение лучшей валюты
Мы жили в пятиэтажке, почти все наши соседи были людьми интеллигентными, работали или учились вместе с моим отцом. Но во втором подъезде жила одна семья. Сестра работала в торговле, брат - в такси, оба попивали. И вот этот брат-таксист, будучи подшофе, паркуясь, разбил наш новенький "Запорожец.
Чтобы впредь уберечься от подобных ситуаций, решили построить гараж. Отец, предвидя затруднения, купил ящик "Старки" - на текущие расходы.
Старка — крепкий алкогольный напиток с содержанием спирта 40—43 % объёма и более, получаемый путём старения крепкой ржаной водки в дубовых бочках из-под вина с добавлением яблоневых и грушевых листьев, цветков липы.
И понеслось.
Листовое железо, бетон + "Старка"
Для начала он сходил к начальнику ЖЭКа и попросил выделить землю для постройки гаража. Для убедительности отец принес с собой три бутылки "Старки". Начальник подписал заявление, и мы получили место для гаража в конце проезда Русанова.
Отец закончил МИСИ, факультет городского строительства, и подошел к проекту серьезно. Он спланировал большой гараж, стеллажи, смотровую яму для ремонта, подвальчик для домашних заготовок. Для строительства на ближайшей стройке приобрел крепкое листовое железо, это было законно и легально, но доставка обошлась в бутылку "Старки".
Место было песчаное, рядом росли сосны. Дядя Слава выкопал смотровую яму за один день - песок копается легко. Яму и подвальчик решено было обложить битым кирпичом - неподалеку разбирали старый дом. Это тоже было легально, но за доставку - опять магарыч. Машину раствора купили рядом на заводе ЖБК. Чтобы бетон не успел застыть, всей семьей выкладывали стены ямы целый день и даже часть ночи кирпичом.
Строители сварили нам гараж. Он получился крепкий, высокий, со стеллажами для деталей и антресолью для крупных вещей. Они так славно поработали, что папа тоже отблагодарил их "Старкой". Запорожец перегнали на постоянное место жительства, и отец пошел на курсы по вождению.
Соседи по гаражу
Соседями по гаражу у нас были замечательные люди. Справа участник войны, директор магазина «Мото-Ява» Шимон Яковлевич, мы звали его Семен Яковлевич. У него был такой основательный гараж! Просто дом. Но там были другие связи и возможности. Семен Яковлевич купил на стройке железобетонные плиты, хотел и на крышу плиту положить, но мой отец его отговорил: свалится - машину раздавит. Машина у него, кстати, тоже была "Запорожец".
Соседи слева - семейная пара. Лидия Ивановна - отважная летчица,, летавшая на штурмовике. Совершила 36 боевых вылетов.
Со середины 1950-х она работала учителем домоводства, а в 1970 году окончила факультет иностранных языков и стала преподавать английский язык в соседней школе. Первый ее муж погиб на фронте, второй был милый и носил берет с хвостиком. Он занимался научной работой, был весьма известным в своей области, но к постройке гаража подошел своеобразно: приносил с помойки старые корыта и тазы, распрямлял их кувалдой и сам варил. Процесс затягивался на неопределенный срок. Соседи относились к нему с сочувствием, подбадривали. Когда гараж наконец был готов, в нем поселилась "Победа" - подарок подруги-летчицы его заслуженной жены. Я помню, как они вместе приходили в гараж, у Лидии Ивановны - награды на жакете. Она закуривала папиросу, заводила машину и прогревала мотор, но из гаража не выезжала.
Клуб опустел
Отцовский гараж с течением времени превратился в мужской клуб. Там собирались друзья и соседи, обсуждали и решали массу проблем. А я обожала провожать и встречать папу из гаража, бросала свои дворовые игры и неслась за ним.
Прошло больше пятидесяти лет. Нет больше соседских гаражей, да и соседей тоже нет. А наш гараж стоит, хоть и не используется больше по назначению.