Хороший вопрос! Народные поверья говорят, что ни в коем случае: то, что принадлежит кладбищу, должно там и остаться.
Я — Елена Васильева, некрополист, изучаю кладбища Санкт-Петербурга, на досуге занимаюсь поиском могил и уходом за ними. Умею мыть надгробия, поновлять надписи, выдирать траву, обрезать кусты, сажать цветы, красить оградки, зажигать лампадки и все такое прочее.
Когда я только начала это делать, пришлось добыть инвентарь: грабли, совок, секатор, щетки, тряпки, краски, кисти... И даже складное пластиковое ведро для воды. Сначала, принося все это после работы домой, думала, что тащу с собой не просто кладбищенскую грязь, но и, наверное, что-то нехорошее. Однако выкидывать инструмент - как-то чересчур уж. Покупать для каждой могилки свой и оставлять на месте - совсем смешно. Значит, работаю как есть и плюю на приметы. А что еще остается?
С течением времени я потихоньку осмелела и даже стала тряпки для уборки в стиральной машинке стирать. Ну и ничего. Постирала – высохли, на новое место несу чистые.
Конечно, беру с собой на кладбище перекус: пару бутеров и термос с чаем. В кафе с погоста не набегаешься, знаете ли. Хорошо, если это кладбище в черте города, как Волковское, а если за городом? Короче, беру с собой перекус на всякий случай, а если не хочу есть - приношу обратно. Обычное дело.
Однажды даже букет по дороге с кладбища принесла! Кладбище было далеко за городом, в лесу, и цветы там росли потрясающие. Собирала букет не на самом кладбище, а в лесочке рядом, и по дороге на автобус.
А недавно выбралась на кладбище не по работе, а для другого дела: договорилась с фотографом, устроила себе фотосессию. Если вы сейчас подумали про готические наряды и черно-белый макияж, сплюньте. Я в такие игры сроду не играла и сейчас не собираюсь.
Мне нужны были фотографии обычной меня – некрополиста и человека. Нужна была такая я, которая чистит надгробия, бродит между крестами, прикасается к надгробиям вековой давности. Нужна была правда. И фотосессия удалась на славу, но сейчас я не об этом.
Так вот, позируя для фотографа, я присела на ступеньки одной загадочной усыпальницы, купол которой выложен мозаикой снаружи и изнутри. Потом встала, показывая фотографу орнамент на стенах и изображения херувимов, которые можно увидеть только под определенным углом. когда фотограф попросил меня сесть обратно, я обнаружила на ступенях – ровно там, где сидела раньше – небольшой четырехгранный камушек, черный с одной стороны и бледно-желтый с другой.
«Мозаика! – выдохнул фотограф. – С купола упала…»
Я долго крутила в руках квадратный кусочек, рассматривая, как меняется оттенок с туманно-зеленоватого до бледно-желтого, и думала, что по-хорошему надо бы его оставить там, где нашла, но… Но поступила так, как хотелось: забрала его с собой. Как кусочек истории. Как напоминание о тем, кто я и для чего. Как подарок – неизвестно чей, но от этого не менее ценный.