Почти в каждом классе есть ученики, которым особенно тяжело дается чтение и письмо. Стойкое отвращение к русскому языку, литературе, а потом и большинству гуманитарных предметов они проносят через всю жизнь. Дислексия у детей это особенность, связанная с трудностями распознавания письменной речи. Как выявить расстройство и что делать родителям, расскажут наши эксперты.
Причины дислексии
Чтение — это узнавание слов по их графическому образу. Процесс сложный и многоступенчатый, включает несколько ВПФ: восприятие, мышление и память. Сначала ребенок видит слово (наглядный образ на бумаге). Потом он должен распознать его и соотнести со звуками артикуляционного аппарата. И только после — сопоставить полученную форму с пониманием смысла.
Если кора головного мозга функционирует нормально, этот сложный процесс идет на «на автомате». Но при наличии дисфункции восприятие и обработка замедляются в разы. Поставить себя на место дислексика просто. Возьмите незнакомый текст небольшого объема. Положите перед собой и прочитайте.
А теперь найдите текст похожего размера, не читая его, направьте зеркало, чтобы материал для чтения был виден вам в нем. Попробуйте прочитать. Время, затраченное на второй текст, будет гораздо больше. Так видят слова люди с расстройством восприятия письменной речи.
Причина — в несогласованности полушарий мозга и отсутствии ведущей роли у одного из них (левого). Это способность видеть ситуацию сразу с точки зрения логики и через чувственную сферу, что, как ни странно, увеличивает интеллектуальные возможности.
Вот почему такое бывает;
● Дислексия передалась по наследству. Отец или мать страдали подобным расстройством.
● В перинатальный период было повреждение: асфиксия во время родов, нейроинфекция. Причиной может быть анемия, порок сердца матери, преждевременная отслойка плаценты.
● В раннем детстве ребенок испытывал недостаток витаминов и микроэлементов, находился в плохих жизненных условиях. Со стороны взрослых отсутствовал должный уход, малышу не хватало внимания, не было контактов со сверстниками.
● Двуязычие в семье, если переезд в другую страну совпал с сензитивным периодом развития.
Как проявляется дислексия у детей
В начале учебного года школьные логопеды проводят обследование детей: дают тесты и диктанты на выявление дисграфии и дислексии, которые всегда идут рука об руку. Вот признаки, по которым определяется их наличие:
- Ученик переставляет слоги и звуки в словах как устно, так и на письме.
- Не видит разницы между похожими словами (стол и столб).
- Не может запомнить даже короткие простые стихи.
- Мелкие движения пальцев неловкие и неточные.
- Поздно начал читать, делает это заметно медленнее одноклассников.
- Тяжело понимает и передает смысл прочитанного.
- Словарный запас не дотягивает до возрастной нормы.
- Имеет место неправильный захват ручки при письме и рисовании.
- Путает правую сторону с левой, плохо ориентируется в пространстве.
- Тяжело заводит друзей, имеет трудности с общением.
Если обратиться к более раннему возрасту, то, скорее всего, ребенок поздно заговорил. Речь длительное время была нечеткой, непонятной, с ощущением «каши во рту».
Последствия дислексии
Есть такие, кто, имея расстройство восприятия письменной речи, не знает о нем и по сей день. Определить его может опытный логопед по характерным устным и письменным особенностям речи. Наверняка немало «двоечников» могли бы таким диагнозом оправдаться, только за неимением его считают себя недостаточно умными, медлительными неудачниками. Это сказывается на самооценке, приводит к замкнутости и отсутствию инициативы.
Дислексики плохо осваивают школьную программу, считают, что они мало на что способны. Часто у них формируется выученная беспомощность, когда, не преуспев в каком-то конкретном деле, больше ни к чему и не пытаются стремиться. Чисто психологически для ребенка полезнее знать, в чем дело. Тогда он увидит один недостаток, отделит его от других своих качеств и поймет, что в остальном он не так уж плох.
Заболевание нельзя «перерасти». Большинство тех, кому был поставлен диагноз, сохраняют его до преклонных лет. Но своевременно обратиться за помощью — значит облегчить течение и минимизировать последствия.
Лечение дислексии: коррекция и компенсация
Чем раньше выявить проблему, тем легче пойдет процесс продвижения к норме. Если у ребенка замечены специфические трудности в отношении письменной речи, надо быстро показать его детскому психологу, дефектологу или логопеду. Учителя начальных классов с большим опытом тоже выявляют подобные расстройства. Но коррекцию проводят специалисты.
Она включает в себя специальную программу, заточенную под навыки ребенка, которые «проседают» в его конкретном случае. Иногда составляется индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с этим возможно подключение медикаментозного воздействия. Его назначает невролог. Оказать помощь может еще и детский психотерапевт.
В качестве компенсации хорошо найти те сферы, где дислексик силен. Это может быть спорт, тем более, что регулярная физическая нагрузка усиливает кровообращение и насыщает мозг кислородом, что полезно для межполушарного взаимодействия. К тому же успехи в этой сфере повысят самооценку и улучшат общий эмоциональный фон.
Часто помогает творчество. Люди с данной особенностью нестандартно мыслят. Занятия музыкой, рисованием, конструированием, актерским мастерством способны не только отвлечь от проблем, но и наполнить жизнь новым смыслом.
Сложно переоценить роль родителей в преодолении расстройства. Если мягко и дозировано ввести привычку уделять время занятиям, результат окажется ощутимым:
● Читайте при любом удобном случае. В вашем случае добиться автоматизма — основная задача. Это будет нелегко, но возможно: даже медведей на велосипеде ездить учат, а у них тоже нет на это подходящих нейронных связей.
● Превратите игру в слова в увлекательное занятие с последующим поощрением. Пусть каждый раз, как ваш ребенок преодолевает себя и взаимодействует хоть как-то с ненавистными буквами, он получает положительное подкрепление.
● Развивайте разные стороны речи. Найдите упражнения на дикцию и введите их на постоянной основе в ваши игры с ребенком. Добавьте соревновательный элемент, чтобы скучно не было никому.
● Работайте над мелкой моторикой, ведь речь находится на кончиках пальцев. Собирайте с малышом бусинки пинцетом, вяжите мелкие узелки, нанизывайте бисер на леску, крепите прищепки на неудобную поверхность.
● Освойте гимнастику на межполушарное взаимодействие: рисуйте обеими руками симметричную картинку, производите рутинные действия не ведущей рукой, сделайте упражнения для пальцев под музыку.
● Добавьте игры на координацию: кто дольше простоит на одной ноге или пролезет под веревкой, не задев ее. Включите игры на баланс: хождение по узкой доске, ношение книги на голове. Хороший результат дают занятия на балансировочной доске.
Заниматься профилактикой дислексии надо заранее, до школы. Для этого обратите внимание на целенаправленную деятельность, зрительное восприятие ребенка. Подключайте развивающие игры. Ограничьте время взаимодействия с гаджетами.
Кто хочет, ищет возможности, а остальные — оправдания. Состояние ребенка зависит и от вас. Верьте в успех предприятия: полно примеров, где недуг устранили в зачатке. Даже если с остаточными явлениями вашему чаду придется смириться, внушите ему, что некоторые особенности развития — не всегда недостаток. Иногда — это признак гениальности. Вполне возможно, что чуть позже он вам это докажет.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте «лайк», оставляйте комментарии.
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.