ДУРЫНДА «ГРАНДА-СЕЛИГЕРА»
Только что приехал с любимого Селигера. Крестообразное озеро – главная жемчужина в ожерелье озёр Валдайской возвышенности, настоящее природное богатство Тверского края и всей России. Недаром близ Селигера лежит исток великой русской Волги, она и рекой-то становится, приняв через реку Селижаровку воды Селигера. Его – губят сознательно?
Люблю его с детства, первый раз отец привёз меня сюда в пять лет (помню рыбалку с ним и дядей Витей, огромного чёрно-золотого леща), в семь лет, когда уже сам удил рыбу, поехал отсюда поступать в 1 класс. Ещё учась в техникуме, встретил на турбазе в Новых Ельцах будущую жену, потом сам привёз пятилетнего сына в палатку на острове Хачин. Все отпуска проводил с семьёй здесь, потом мы с сыном прошли волоки на пути из варяг в греки вокруг Селигера, и родившиеся очерки украсили книгу «Белая дорога».
Теперь внуков привожу! Родное озеро – одним словом…
Потому особенно больно наблюдать, как его добивают, приходится бить нескончаемую тревогу, выступать в СМИ и понимать своё бессилие. Ещё в 1962 году было принято Постановление Совета Министров РСФСР «О развитии зоны отдыха и туризма в районе озера Селигер Калининской области». А в 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных богатств в районе озера Селигер, а также развитию зоны отдыха в этом районе». Даже курортный сбор ввели на въезде, который мы с друзьями игнорировали. И правильно сделали: пункт вскоре закрыли. Кое-что построили, но все планы, слава Богу – рухнули.
Нещадно эксплуатировали природу, губили рыбные богатства. Я, помню, написал очерк в «Литературной России» - «Глаза земли – плачут», который был в Осташкове горячо принят общественностью (выступал и в городской библиотеке, и в финансовом техникуме).
Ну, а потом – беспредел дикого рынка, почти смертельный удар по Селигеру.
В 1995 года в связи с принятием нового Водного кодекса РФ статус курорта был окончательно утрачен. И это послужило толчком к тому, что здесь махровым цветом стали расцветать нарушения: бесконтрольная продажа земель, «дикое» строительство, вырубка лесов, захламление и тому подобные «прелести». Особняки сползали в озеро, хотя местные строили дома вдалеке от воды – только бани на кромке.
https://rus-lad.ru/news/a-bobrov-proshchanie-s-seligerom/
«Прощание с Селигером» - Русский лад
В начале «нулевых» особый статус вернули: в 2002 году был образован курорт местного значения «Селигер» Тверской области, куда снова вошли Осташков, Селижарово и Пено. Ещё хуже - в пределах курортной зоны нельзя вести бизнес без оглядки на его особый статус. Все разрешения в руках чиновников. Увы, несмотря на защищающий статус, на селигерских землях лесорубы осуществляют почти открытый «разбой». Местное сетевое издание «Селигер-лайф» бурлит тревожными новостями. Так, например, в посёлке Пено накануне вырубили сосновый бор прямо у воды: чиновники так расплатились древесиной с местным предпринимателем за шикарные банкеты по случаю вступления в должность и новогодний корпоратив, который справляли на одной из шикарных турбаз Пеновского района.
Какая самая острая проблема Селигера, обострившая с воцарившимся диким рынком, кроме варварского сведения лесов и браконьерского лова рыбы? Об этом ясно говорит уроженец Осташкова, доктор наук профессор Владимир Иванович Косов: «Прямая угроза акватории Селигера – это повальная распродажа, застройка участков земель в защитных прибрежных полосах и водоохранных зонах (по Водному кодексу РФ – это федеральная собственность, и их продажа, застройка и огораживание всякого рода ограждениями и заборами ЗАПРЕЩЕНА). Запрещена и сдача в аренду плесов и водной акватории без научно обоснованной экологической экспертизы, прохождения процедуры ОВОС с учетом общественного мнения, мнения местных обществ рыбаков, да и просто желания проживающих местных жителей. Часто эти широко расстроившиеся «оккупанты», как их называет местное население, либо подкупают пожилых жителей, либо вовсе игнорируют коренное население. Жаль Батюшку Селигера, жаль и земляков, а особенно их детей и внуков, которых не только скоро сгонят со своей родной земли, но и не дадут ловить рыбу и искупаться в их прекрасном родном озере Селигер».
Вот характерный пример. В августе прошли публичные слушания - обсуждение концепции обустройства территории государственного природного заказника «Исток реки Волги». Ещё в конце 1970-х годов был создан государственный заказник «Исток реки Волги». Территория была расширена в начале 2000-х годов, когда на истоке появился действующий Ольгинский монастырь.
Сейчас исток Волги посещают 30-40 тыс. посетителей в течение года (при средней продолжительности пребывания от 20 минут до 1 часа) и практически не оставляют здесь средства, которые могли бы пойти на развитие территории.
Слёзы!
https://rospisatel.ru/bobrov-zametky197.html
«Письмо десятое – не из Осташкова»
Селигер давно уже не курорт, но и не место отдыха. Чёт те что! В Осташков ехали толпы диких туристов, ходили поезда и автобусы, а вокзальная площадь и пристань были забиты народом. То же самое и творилось по берегам чистого и рыбного озера, в летний сезон было трудно найти место на берегу, где можно поставить палатку. В мои лучшие годы на Селигере и озерах Тверского края отдыхало до полумиллиона человек в год. Недавно председатель областного комитета по туризму Николай Иванов назвал цифру в 250 тысяч приезжих во всю Тверскую область. Но я и в половинную цифру – не верю. Например, на турбазе в Новых Ельцах, где проходили мои летние месяцы, отдыхало до 1 200 человек, порой в спартанских условиях – часть в усадьбе Толстого и в новом корпусе, а часть - в армейских палатках, но турбаза была битком! А теперь вместо неё – дорогой для нищей страны отель Селигер-палас с 92 номерами, то есть где-то на 200 человек… Давно отменён поезд Москва-Осташков, шестьсот весёлый, с шумными туристами-водниками. Многие стоянки в заливах и на островах (а их на озере – 160!), где пестрели лагеря самодеятельных туристов и мой в том числе – просто пустуют. Как зимой...
Теперь эту тишину снова решили взорвать и добить озеро.
Только что получил положительное заключение экспертизы на соответствие проектной документации и инженерных изысканий требованиям технических регламентов губительный проект – гостиничный комплекс Grand Seliger. Проект стал победителем IV Российского туристического форума «Путешествуй!» и включён в перечень получателей льготного кредитования Минэкономразвития РФ в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
На территории 17 гектаров вблизи деревни Заселье (население 8 человек!) будет построено 33 тыс. кв. метров недвижимости. На берегу озера планируется возвести два гостиничных корпуса, виллы, коттеджный посёлок, spa-центр, круглогодичный уличный бассейн. Плюс три ресторана, конференц-залы и причалы для маломерных судов.
Кроме того, на акватории озера создадут уникальный объект — панорамный ресторан с виллами на воде. Общий объём номерного фонда — 197 номеров.
Всего-то горстка нуворишей – любителей средней полосы!
Автор проекта Гранд Селигер (Grand Seliger) — Архитектурное бюро 2.0 Алисы Шмелёвой. Точкой притяжения гостей гостиничного комплекса станет ресторан на воде, попасть в который можно будет по длинным мосткам, уходящим от берега к круглому по форме строению. «Планируется, что ресторан сосредоточится на локальных блюдах».
Что это? Уха и жареная рыба? Угорь исчезает, снеток – исчез.
Расстроился, было, окончательно, но вспомнил карту Селигера – всё это развернётся не в самом красивом месте, у деревни Сороги, в виду ветшающего, когда-то красивого городка Осташкова. Глушь, хоть м дорога есть...
Не знаю, чего там эта Алиса за два года осуществит, но я ни в какую роскошь не верю. Дорогущий и бессмысленный проект со смешным замахом – сместить акценты с выездного туризма. Любители морских курортов на озеро не поедут. Редкий сентябрь стоит – вода 22 градуса, а ведь попой и в июле не покупаешься – не больше 18-ти.. В августе, помню, свою огромную рыбацкую куртку внучке отдавал на ледяном ветру.
Но ведь там бассейн подогреваемый будет! – возразят авторы проекта. А зачем за 400 км ехать в бассейне купаться? Есть и блтиже к Москве, как и рыбные рестораны на природе.
Дурость или трата денег – вместо того, чтобы развивать самодеятельный туризм, вкладываться в инфраструктуру, в экологическую защиту, в рыбовродство с рыбалкой для всех.
Фикция и видимость развития туризма, потому что отраслью – никто толком в правительстве и не руководит!