Найти тему

Каждый переезд — немножечко смерть, или как сайты меняют платформу

В интернет-маркетинге — всё как в жизни. Сайт переехал, и вы всё потеряли: позиции; трафик; заявки клиентов. В статье разбираем два переезда: с печальным финалом и когда всё прошло «тип-топ». Делимся инструкцией по безопасному переезду.

Привет, мы — Промо Эксперт, агентство перфоманс-рекламы Евгения Летова. Помогаем компаниям найти клиентов в интернете с помощью поискового продвижения и рекламы.

Как понять, что пора переехать или обновить сайт?

Вот основные причины переезда:

  1. Сайт сделан 10 лет назад и безнадежно устарел, у него «уставший» дизайн и ограниченный функционал. Проще и дешевле сделать с нуля, чем править то, что имеешь.
  2. Сайт сделан на самописной CMS. Возможности правок ограничены. Ситуация может усугубляться тем, что разработчики сайта с вами уже не работают. А новые не могут разобраться в том, что напридумали предшественники. Добавьте сюда систему нестандартизированных или неописанных «костылей», которая усложняет и загромождает конструкцию кода.
  3. Вы чувствуете усиление конкуренции. Сайты конкурентов, в отличие от вашего, современные и удобные. И работают значительно быстрее.

Итак, переезду быть! Но бывает по-разному.

Рассмотрим 2 примера, когда переехали:

  • правильно;
  • неправильно.

Разработка нового удобного сайта для агрегатора недвижимости и переезд «под присмотром» маркетолога

Один из наших любимых заказчиков — Уральская палата недвижимости (УПН). Сайт УПН — по сути, региональный агрегатор недвижимости. Сотрудничаем с 2015 г.

В сентябре 2021 г. заказчик переезжал на новую платформу. Чтобы не было просадки позиций и трафика, мы сопровождали переезд.

За счет тщательной подготовки переезд провели быстро — за несколько часов. Подготовку к переезду и работу над новым сайтом начали за 2 года до даты Х.

Программисты заказчика разрабатывали сайт с нуля, без шаблонов и платформ. У них было много вопросов по логике сайта, модулей. Например, как формировать:

— структуру сайта;

— подфильтровые страницы;

— ЧПУ (человеко-понятный URL);

— каталог объектов.

Мы всё это очень подробно расписывали.

К сентябрю 2021 г. новый сайт был готов, и мы совершили переезд.

Для безопасности переезда сформировали поэтапный план работ, проконтролировали реализацию:

1. Сформировали карту редиректов.

Карта редиректов. Фрагмент
Карта редиректов. Фрагмент

Для создания карты редиректов, нужно было найти все страницы. На старом сайте их 30 000, на новом — более 100 000.

Столкнулись со сложностью. На сайте стоит блокировка от сканирования — защита от IP адресов с подозрительными действиями. Пришлось собирать список страниц вручную с помощью служебного файла sitemap и панели Яндекс Вебмастер. Это большие трудозатраты, заняло более 20 часов работы SEO-специалиста.

2. Разместили новый сайт на домене upn.ru, старый — на поддомене old.upn.ru.

3. Внесли изменения в служебный файл robots.txt для домена upn.ru и поддомена old.upn.ru. В результате, старый сайт закрыли для поисковых систем, новый — открыли. Старый сайт нужно закрывать от индексации, чтобы поисковые системы не понизили новый из-за дублирования информации на старом.

4. Изменили структуру сайта.

У старого сайта была простая структура. Например, квартиры делились на одно-, двух- и трёхкомнатные. На новом сайте нам важно было предусмотреть фильтрацию по районам, типам домов, завершенности строительства и т.п. В общем, сделать SEO-кластеризацию еще на этапе проектирования структуры посадочных страниц.

Параметры фильтрации объектов недвижимости под SEO-поисковый спрос
Параметры фильтрации объектов недвижимости под SEO-поисковый спрос

Внедрили фильтр и под каждый параметр фильтрации создали отдельную страницу.

Фильтры на главной странице до и после переезда
Фильтры на главной странице до и после переезда

Ссылки на основные (родительские) разделы реализовали в меню. Большую часть страниц сделали подфильтровыми. То есть так как и нужно в SEO-кластеризации. Ссылки на них с отдельными ЧПУ доступны при выборе определенного параметра фильтрации.

Благодаря слаженной работе нашей команды и заказчика, получили хороший результат:

  1. Полностью подготовили новый сайт к переезду с учетом семантики и SEO-кластеризации.
  2. Программисты подрядчика реализовали большую часть наших рекомендаций и рекомендаций Яндекса и Google.
  3. Организовали переезд в течение нескольких часов.
  4. Избежали просадки позиций в Топ-10 и в дальнейшем улучшили позиции.
  5. Не допустили падения трафика, в том числе из поисковых систем
В итоге — видимость в Яндексе и Google не просела, а выросла до 34%. Посещаемость с поиска скакнула с 132 тысяч до 188 тысяч в месяц.
Позиции и трафик сайта агрегатора недвижимости до и через 3,5 месяца после переезда
Позиции и трафик сайта агрегатора недвижимости до и через 3,5 месяца после переезда

Читать подробнее о переезде агрегатора недвижимости

Сайт офтальмологии криво «переехал» на Битрикс, и что из этого вышло

В мае 2021 сайт офтальмологической клиники «переехал» на Битрикс. Компания ожидала рост посещаемости сайта и увеличение конверсий (как и в кейсе с Уральской палатой недвижимости). Но из-за ошибок при переезде получила падение трафика и обращений.

С мая по июнь 2021 г. трафик из поисковых систем офтальмологической клиники заметно просел и продолжал падать
С мая по июнь 2021 г. трафик из поисковых систем офтальмологической клиники заметно просел и продолжал падать

В июне 2021 компания обратилась к нам за аналитикой причин падения после переезда на Битрикс. Мы провели аудит сайта и нашли ошибки:

  • Разработчики оставили одинаковые метаданные для большинства страниц.
  • Выяснилась проблема с адресами — страницы с одинаковым содержимым были доступны по разным URL-ам.
  • Не были настроены перенаправления со старых адресов на новые, в Битриксе.
  • Не было файлов управления индексацией robots.txt и sitemap.xml.
  • Имелись технические дубликаты сайта — разработчики забыли их закрыть.
  • У заказчика 3 направления работы и 3 сайта. Эти сайты на 80% дублируют друг друга.
  • Нашли проблемы с юзабилити. Например, в шапке и в подвале не было контактных данных.
Предыдущий подрядчик не сделал базовые вещи переезда с одной платформы на другую. Без них переезд нельзя считать состоявшимся
Маша Юсупова,
SEO-специалист Промо Эксперта

Чтобы вернуть просевший трафик, мы нашли и исправили ошибки сайта: технические и юзабилити. Не обошлось и без сложностей.

Нам пришлось исправлять чужие косяки, это было не просто

Главным сюрпризом стал нестандартный Битрикс.

Разработчик «сильно» доработал систему администрирования сайта — она работала как-то хитровыделанно. Чтобы быстрее исправить ошибки, мы обратились к разработчику, но он проигнорировал наши вопросы.

В результате, первые 2–3 месяца наши программисты разбирались в сайте и «латали дыры». Не всё удалось решить. Например:

  • Наладить автоматическую генерацию уникальных метатегов не получилось. Значения title и description мы прописывали вручную.
  • Мы убрали дубликаты страниц в разных разделах сайта. Но работали в основном над устранением последствий появления дублей, а не причины. Потратили в 3 раза больше времени, чем обычно.

За 7 месяцев работы мы получили результаты:

1. Улучшили позиции сайта в поисковых системах. Мы взяли в работу 100 запросов. 95% из них вывели в Топ-10 Яндекса. То есть видимость в Яндексе улучшилась на 48%. В Google на 26%. И это сразу после исправления ошибок неудачного переезда!

Изменение количества позиций в ТОП-10 по запросам офтальмологической клиники
Изменение количества позиций в ТОП-10 по запросам офтальмологической клиники

2. Восстановили и увеличили органический трафик. После наших корректировок трафик вырос на 57%.

Динамика поискового трафика офтальмологической клиники
Динамика поискового трафика офтальмологической клиники

3. Повысили конверсию сайта. Кроме исправления ошибок переезда, заказчик согласовал правки по юзабилити от наших SEO-спецов. В результате средняя конверсия в целевое действие на сайте офтальмологической клиники выросла. Например, для цели «просмотр прайс-листа» с 3,48% до 23,3%.

Конверсия страницы прайс-лист выросла с 3,48 до 23,2%
Конверсия страницы прайс-лист выросла с 3,48 до 23,2%
А ведь можно было изначально не допустить появления этих проблем. Тогда заказчик сэкономил бы время, деньги и нервы на доработках. Тогда не было бы просадки трафика и заявок, а значит не было бы упущенной выгоды. Доходы компании были бы больше.

Узнать больше о переезде сайта офтальмологической клиники

Почему неправильно заказать в веб-студии просто новый красивый сайт?

Заказать в веб-студии новый красивый сайт — тоже решение. Но есть нюанс. Важно, кто именно будет думать о маркетинге вашего проекта. Стандартная веб-студия в штате имеет:

  1. Project-менеджера. Его задача следить чтобы команда слаженно работала и вовремя всё делала. И чтобы вы вовремя платили.
  2. Дизайнера. Его задача сделать вам красиво. Считайте, что повезло, если вместе с красиво будет удобно.

Программиста. Его задача правильно запрограммировать всё, что придумал дизайнер.

К сожалению, есть масса примеров, когда человек «приносит» новенький сайт на продвижение, а мы вынуждены отказать.
Мы проводим аудит и видим, что толку не будет, сайт нужно серьёзно дорабатывать. Мы даём рекомендации по доработке. Но заказчик уже вложился в разработку и к новым тратам не готов.

Видите в списке выше маркетолога? Мы нет — вот вам и ответ…

Не хотим обесценивать труд дизайнеров и программистов. Нет, эти ребята могут быть очень грамотными и реально крутыми.

Но давайте честно, сайт — инструмент маркетинга. Какие у него задачи? Выбирайте вариант:

а) быть красивым и нравиться заказчику;

б) превращать посетителя в покупателя.

Задачу А решает веб-студия. Задачу Б — маркетолог совместно с разработчиком.

В веб-студии в 9 из 10 случаев над вашим проектом трудится команда без маркетолога. Поэтому, к сожалению, после разработки вы даже не сможете предъявить претензии по поводу того, что сайт не работает, не даёт заявок от клиентов.

Project, дизайнер и программист обоснованно ответят, что задача по маркетингу не стояла

Типичные ошибки и инструкция по безболезненному переезду сайта

Самые распространенные ошибки при переезде, которые обнуляют предыдущие наработки SEO-специалистов:

  • не настроены редиректы со старых страниц на новые;
  • не перенесен контент, который раньше привлекал трафик;
  • не размещены метатеги и тексты, которые важны для Яндекса и Google.

Простая инструкция по безопасному переезду сайта:

  1. Определиться с платформой для нового сайта. Она должна быть быстрее и удобнее.
  2. Продумать новую структуру. Дополнить её при необходимости SEO-кластеризацией.
  3. Перенести весь контент. Заголовки страниц, фотографии, тексты и изображения.
  4. Не допускать преждевременного попадания разрабатываемого сайта в индекс.
  5. Подготовить карту редиректов. В карте будет видно какая старая страница какой новой соответствует.
  6. Внедрить карту редиректов. И проверить сканером или парсером, что карта работает.
  7. Закрыть старый сайт от индексации. Это поможет избежать дублирования контента в поисковых системах.
  8. Открыть новый сайт к индексации.

Можно ли поймать сразу двух зайцев — избежать ошибок и получить красивый и конверсионный сайт?

Можно. Для этого привлеките на этапе разработки и переезда маркетолога или SEO-специалиста.

Выгодно ли брать в команду маркетолога для сопровождения разработки и переезда сайта

Сначала обоснуем на цифрах необходимость переезда. Цифры условные, но реалистичные, из нашего опыта общения и работы с клиентами.

Итак, ваш сайт устарел — появились конкуренты с более быстрыми, удобными и функциональными сайтами. Вы начинаете терять поисковый трафик — в примере предусмотрено годовое снижение трафика со 180 000 до 120 000. Конверсия сайта падает с 5 до 3,5%.

Как изменятся показатели в ближайший год, если ничего не делать
Как изменятся показатели в ближайший год, если ничего не делать

Через год из-за падения трафика на 34% и снижения конверсии на 30% вы получите:

  • уменьшение выручки на 60%;
  • увеличение доли расходов на рекламу в 2,5 раза.

Дальше — больше. Если ничего не делать, на фоне активных конкурентов, ваши показатели будут хуже.

Теперь рассмотрим ситуацию с веб-студией, где нет программиста. Студия разработала вам красивый сайт и вы переехали. Видим рост расходов — за разработку отдали 700 000 ₽.

Предполагаем, что без маркетолога и SEO-специалиста потеряли трафик и уменьшилась конверсия сайта до 2% — это промежуточные цифры, они не показаны на рисунке.

Вы проконсультировались с маркетологом и, чтобы восстановить показатели, вложили в доработку 600 000 ₽.

Как изменятся показатели в ближайший год, если переехать без маркетолога
Как изменятся показатели в ближайший год, если переехать без маркетолога

Поскольку был провал в трафике и потери в конверсии при переезде, эти показатели мы уменьшили:

  • трафик со 180 000 до 150 000,
  • конверсию с 5 до 3,5% в среднем за год.

Что в итоге:

  • выручка упала почти в 2 раза, но она больше, чем была бы без разработки нового сайта;
  • выросла доля рекламных расходов почти в 5 раз.

По сравнению с прошлым годом показатели стали хуже. Это естественно, вы учли затраты на разработку и доработку сайта.

Затраты окупились, в следующем периоде показатели вновь будут красивыми.

Теперь посмотрим, что было бы, если бы маркетолог участвовал в процессе. На консультации маркетолога по разработке сайта и на сопровождение переезда мы заложили 200 000 ₽. Остальные показатели сохранили на том же уровне.

Как изменятся показатели в ближайший год, если переехать с маркетологом
Как изменятся показатели в ближайший год, если переехать с маркетологом

Как видим, затраты выросли, а выручка осталась прежней. Это единственный вариант без снижения выручки.

За счет увеличения затрат выросла доля расходов на рекламу, но в меньшей степени, чем в предыдущем примере.

В следующий период затрат на разработку сайта не будет и доля рекламных расходов будет выше.

Резюме

Если вашему сайту больше 10 лет, вы начали терять позиции в поисковых системах, посетителей, заявок становится меньше, пришла пора обновить сайт. И, возможно, переехать на новую платформу.

Обновление сайта и переезд часто сопровождаются обрушением трафика и обнулением предыдущих наработок SEO-специалистов. А это потери денег, времени и нервов. Как показано в примере выше, потери выручки могут достигать до 60% при падении трафика на 34% и конверсии на 30%.

Чтобы не было потерь, рекомендуем привлекать маркетолога или SEO-специалиста для сопровождения разработки и переезда. Советуем принимать окончательное решение после расчетов юнит-экономики. Используйте калькулятор юнит-экономики, он доступен подписчикам нашего телеграм-канала.

После подписки на канал, бот предоставит вам доступ к калькулятору. Подставьте в ячейки калькулятора данные своего проекта и принимайте обоснованные решения.

Если возникнут трудности, обращайтесь, проконсультируем.