Что мешает человеку избавиться от влияния пороков, победить их?
Какая мировоззренческая аксиома является главной преградой, почти непреодолимой преградой на этом пути?
1. Для того, чтобы победить пороки нужно выйти из того состояния бытия, в котором пороки властвуют над человеком.
2. Чтобы выйти из этого состояния бытия, нужно обрести адекватные, точные знания об этом состоянии.
3. Соответственно, для накопления такого знания нужно эффективное самопознание. Не как самоцель, ради самоуспокоения. А как деятельность, которая приносит плоды, помогает достичь поставленных целей, ради которых эта деятельность нужна.
4. В самопознании очень важна искренность с собой, иначе самообман превратит все достижения в свою противоположность. Потому что каждый маленький успех будет кормить гордыню и самодовольство, а движение пойдет в том направлении, где больше такого "корма". И самые главные цели этого занятия так и останутся вне поля зрения.
5. Чтобы добиться настоящей искренности с собой, нужно знать, что является главной преградой на этом пути.
Что делает искренность с собой невозможным для современного человека, заставляя его всю жизнь развивать мастерство самообмана?
Это тот вопрос, от качества ответа на который зависит все остальное.
6. Общий ответ на поставленный вопрос - искренности с собой мешает эгоцентрическое мировоззрение, ложная самоидентификация человека в его рамках. В чем заключается ложь самоидентификации в рамках эгоцентрического мировоззрения? В том, что человек считает себя "свободным", игнорируя реальность, игнорируя все те факторы, которые влияют на любой его выбор, на его состояния и желания в любой момент его жизни.
Имея такое представление о себе, человек вынужден считать, что все его "заслуги" - это его индивидуальные достижения, дающие ему право гордиться собой и смотреть на других свысока.
А все его ошибки, его рабство порокам, его порочные проявления он вынужден скрывать с самого раннего детства, как только ему помогли понять смысл слова "ответственность" и появились зачатки чувства вины.
Получается - заслуги мои, а ошибок или нет или я научусь на них смотреть через такую призму или лупу, чтобы их размеры уменьшались в тысячи раз, а их оправдание становилось неопровержимым в моих глазах.
Это та обратная сторона веры в "свободу человека", которая заставляет человека напрочь лишиться шанса на самопознание и оставаться фанатичным рабом пороков всю жизнь, независимо от того, как "эффективно" он скрывает от самого себя это рабство.
7. Зачем все эти слова и как они помогут изменить положение дел?
Смысл сказанного будет понятным лишь при одном условии - если человек уже делал много попыток искреннего самопознания и многократно был вынужден обнаружить силу самообмана.
Такой человек с большой ВЕРОЯТНОСТТЮ согласится, что существует вполне конкретный и практически полезный вывод из сказанного:
нужно переосмыслить утверждение "человек свободен", вернуть эту аксиому в зону критического восприятия, отделить в ней ложь от истины и научиться видеть разницу между реальностью и вымыслом.
Тогда человек может осознать, что у него не "свобода выбора", а лишь возможность выбора.
И что его величайшая миссия не в "достижении свободы", а в обретении способности делать самый лучший, осмысленный, прекрасный выбор.
Помня при этом, что эту возможность ему предоставили люди, современники и все предыдущие поколения, а также законы Мироздания и Творец, как Автор этих законов.
Лишь когда вместо слепой веры в "свободу выбора" человек начинает верить в важность КАЧЕСТВА ВЫБОРА, он получает шанс на избавление от самообмана.
8. Постепенное избавление от самообмана позволяет постепенно улучшить качество самопознания и соответственно - постепенно выйти из рабства порокам, избавиться от их влияния.
9. Это процесс, который может длиться всю жизнь. Эффективность зависит от индивидуальных жизненных обстоятельств, опыта, образа жизни, от общества, в котором существует человек.
Но не нужно говорить, будто это "очень трудно". Оценка всегда нуждается в сравнении.
Искреннее самопознание трудно, но жить без него человеку в сто раз труднее, независимо от того, знает он об этом или нет.
Самое трудное во всем сказанном - это переосмысление аксиомы:
"человек свободен и у него всегда имеется свобода выбора".
Эта базовая аксиома эгоцентрического мировоззрения, его начало и конец одновременно.
От результатов такого переосмысления зависит все.
Это действительно трудно. Возможно нет ничего более трудного для человека, потому что это краеугольный камень мировосприятия и отказ от него означает крушение всего. Но и одновременно - означает возвращение из миража в реальность, открытие глаз сознания, появление возможности видеть истинную причинно-следственную цепочку, свои истинные мотивы и цели, чужие мотивы, цели, причины поступков и проступков и так далее.
Власть пороков сильна до тех пор, пока сильна вера в "свободу человека".
И она, эта власть, становится ничтожной после того, как человек полностью переосмысливает эту аксиому и учится ценить не свободу, а те факторы, которые влияют на него, помогая соответствовать своему наилучшему предназначению не благодаря "свободе", а благодаря умению делать правильный выбор между зависимостями.
Например выбирая вместо "свободы" зависимость от Совести, от Любви, от Сострадания, от Семьи, от Друзей, от Долга и Ответственности и так далее.