Найти тему
Гараж Гоголя

Renault, Nissan и Mercedes – почему обратный выкуп российских активов не спасёт их бизнес?

Ты когда-нибудь задумывался, каково это – продать весь свой бизнес, а потом пытаться вернуть его обратно? Примерно так можно описать попытки Renault, Nissan и Mercedes вернуться на российский рынок. Они ушли, оставили за собой пару приоткрытых дверей, но что-то подсказывает, что дверь эта захлопнулась, и ключ они уже потеряли.

В 2022 году автоконцерны один за другим покинули Россию. Сначала это были Volvo, Nissan и Volkswagen, которые поставили точку в своих российских проектах. Однако некоторые ушли по-хитрому: продали активы, но при этом предусмотрели возможность обратного выкупа. Да, у Renault, Nissan и Mercedes есть такой опцион, но стоит ли им на него надеяться? Вот тут начинается самое интересное.

Недавно Денис Мантуров, первый вице-премьер России, высказал мнение, что даже те компании, которые предусмотрели возможность камбэка, вряд ли смогут вернуться. Всё просто – пришедшие им на смену компании не просто заняли их место, а сделали это так уверенно, что улучшили условия для сотрудничества с российскими партнёрами. Представьте, как вы уходите с вечеринки, а ваши друзья находят кого-то, кто делает текилу не хуже вас. Возвращаться как-то неловко, правда?

Вот и эксперты с этим согласны. Пётр Арефьев, доцент Финансового университета, считает, что даже те компании, которые понадеялись на смену рыночных условий, скорее всего, потеряли шанс вернуться. Причина проста: на освободившихся заводах уже трудятся новые игроки. Это как если бы вы сдали квартиру в аренду, но вернулись домой через пару лет, а там уже кто-то живёт. Неприятно? Ещё бы!

-2

Renault, к примеру, продали свою долю московского завода с возможностью выкупа до 2028 года. Но за эти годы "Москвич" уже вложил солидные деньги в производство, и французы должны будут компенсировать эти затраты, если захотят вернуться. Тут уже возникает вопрос: стоит ли оно того? Проект развивается, и возвращение в старые условия выглядит как прыжок в машину времени без гарантии на успех.

"Давайте смотреть правде в глаза", — говорит Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. — "Западным брендам вряд ли светит возвращение в ближайшее десятилетие. И даже если они решатся на это, не факт, что смогут вернуться к прежним условиям." Печально, но факт: уход в 2022 году уже стал той точкой невозврата, о которой сейчас сожалеют многие.

А что насчёт новых партнёров? Да, китайцы, пришедшие на место европейских автогигантов, тоже не подарок, но уже одно то, что они смогли так быстро заменить своих западных конкурентов, говорит о силе российской экономики. И это не просто слова. Восточные партнёры активно поддерживают нашу автомобильную индустрию, помогая не только восстановиться, но и развиваться дальше. Локализация производства уже приносит свои плоды.

Так что западные концерны могут сколько угодно надеяться на свои опционы и мечтать о возвращении, но реальность такова: их место уже занято, и цена обратного входа растёт с каждым днём.

Что думаете? Есть ли у них шанс вернуться или уже поздно пить боржоми? Делитесь мнениями в комментариях и не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи и обзоры!

С вами был ваш Гараж Гоголя. До скорого!