Найти тему

Адаптация к новому учебному году

Начался учебный год, а с ним и вернулся стресс для большинства школьников, а значит и для их родителей. Зачастую стресс вызван необходимостью адаптации к школьным условиям и особенно остро этот период проходит для учеников только поступивших в первый класс и тех, кто перешёл в среднюю школу.

Сначала несколько слов о том, что происходит с детьми в эти периоды:

Адаптация первого класса.

У детей, которые приходят в первый класс всё ещё превалирует игровая ведущая деятельность: им сложно переключиться на новые школьные требования, проявлять дисциплину и сохранять концентрацию. Разумеется, масла в огонь подливает смена окружения - это и новые одноклассники, и учитель, и здесь очень важна квалификация учителя.

Раньше подготовка учителей включала изучение нейропсихологических упражнений, который были направлены на то, чтобы не перегружать школьников и поддерживать уровень концентрации через смену деятельности. Со временем этот элемент выпал из подготовки педагогов, что усугубило ситуацию для учеников.

Адаптация пятого класса

Второй кризис адаптации приходится на переход в пятый класс, когда один учитель меняется на много других, каждый из которых предъявляет собственные требования. Надо бегать из кабинета в кабинет, иногда появляется много новеньких, и для полного счастья у некоторых детей уже в этом возрасте начинается пубертат.

Отдельного внимания заслуживает значительное увеличение нагрузки при уменьшении стремления к учёбе на фоне возрастающего желания общения со сверстниками.

К сожалению, в наши дни школа в этом отношении нам не помогает: электронный журнал, домашние задания - для всего этого необходим телефон, а значит появляется фактор социальных сетей.

Чем помочь ребёнку?

  1. Мы пройдём это вместе! Адаптационный период - процесс психологический, а значит и поддержка должна быть в первую очередь психологической. Стоит разделить свои ожидания и реальные возможности ребёнка: не требуйте от него то, чего он сделать не может.
    Важно при этом проиллюстрировать собственным примером как Вы справлялись с трудностями ребёнка (важно делать это на примере родителя того же пола)
  2. Движение - жизнь. У ребёнка копится энергия, сложно усидеть на одном месте, поэтому спорт, аэробные нагрузки очень важны в жизни ребёнка и подростка. Здесь важна и совместная деятельность с родителями, что будет способствовать укреплению доверия и восполнению коммуникации, если её не достаёт в школе.
  3. Организация пространства-времени. И в первом, и в пятом классах важно правильно организовать время ребёнка. При этом сделать это необходимо экологичным способом: не насаждая сверху, а сверяясь с ощущениями ребёнка. Домашнее задание сделать необходимо, но по его собственным часам, а не по насаждённому сверху расписанию.

Оказывая поддержку своему ребёнку в прохождении адаптационных периодов, важно держать в порядке и своё психологическое здоровье, так как это сложные моменты и для школьника, и для родителя. И если ребёнку со стрессом можете помочь Вы, то специалисты нашего центра могут помочь Вам пройти этот период настолько гладко, насколько это будет возможно.

#психология