Виталий Максимович вместе с беспородным псом по кличке Бублик решили с утра заняться полезным делом. Хозяин после завтрака взял ящик с инструментами, и направился к беседке, где семейство Бобриковых любило проводить вечера. По пути мужчина предложил Бублику:
- Если хочешь, пойдем со мной?
Пес не выносил одиночества, и с радостью принял предложение хозяина, подтвердив сей факт троекратным:
- Гав!
Хозяин остался доволен ответом, и потрепал псину по загривку. Бублик расчувствовался, и стал тереться о хозяйские ноги, выражая таким нехитрым способом свою преданность. Виталий Максимович нарочито строго сказал:
- Бублик, некогда мне отвлекаться! Давай займемся работой!
Пес ожидал другой реакции. Понуро опустив голову, он побрел за хозяином к беседке, когда-то построенной отцом Виталия Максимовича. Строению требовался мелкий ремонт, и Виталий Максимович неспешно принялся за работу. Между делом он высказывал Бублику свое мнение относительно состояния недвижимого объекта:
- Все ветшает, брат Бублик! И дом требует капитального ремонта а у меня все руки не доходят, да и денег на серьезные преобразования нет!...Когда батя построил этот дом, а это было..., дай Бог памяти, почти тридцать, нет двадцать пять, лет назад, вся округа прибегала, чтобы подивиться на наши хоромы. Ведь на месте этой домины, Бублик, стояла перекошенная в одну сторону хибара. Наследство отцу досталось от его деда, а потом уже перешло мне.
Пес проникся речью хозяина, и громко заскулил. Сам Виталий Максимович выразил свои эмоции громким вздохом.
- Где он теперь, мой батя? Неизвестно!
На эту реплику хозяина пес ответил громким лаем, а потом неожиданно бросился к массивным воротам. Виталия Максимовича удивило поведение питомца, и он недовольно заворчал:
- Чего ты тревогу поднял? По каждому пустяку лаешь!
Бублик не унимался. Хозяину пришлось отложить в сторону инструменты. Бобриков поплелся за собакой к воротам, ворча на ходу:
- Посажу тебя на цепку, чтобы не брехал по-пустому!
Мужчина открыл одну створку, и выглянул на улицу.
- Так и знал, что ложная тревога! За это, Бублик, получишь выговор!
Пес был не согласен с выводами хозяина. Он несколько раз громко гавкнул, уставившись на почтовый ящик. Виталий Максимович с усмешкой заметил:
- Вот оно что! Почтальонша газетку нам бросила! Стоило из-за этого шум поднимать?!
Бублик обиженно вздохнул, и побрел во двор. Хозяин извлек из почтового ящика корреспонденцию. Но это была не газета, а письмо. Виталий Максимович сразу узнал почерк отца:
- Надо же, только сейчас мы с Бубликом вспоминали Максима Владимировича, и вдруг послание от него!...Интересно, что там батя пишет?
Мужчине не терпелось сразу вскрыть конверт, но он решил продлить интригу. Виталий Максимович бодро взбежал по ступенькам на крыльцо, прокричав на ходу:
- Анечка, нам письмо! От моего отца!
Анна Григорьевна находилась на своем боевом посту, а именно - на кухне. Безучастным взглядом она посмотрела на конверт в руке мужа:
- Наверное, твой папаша совсем плох стал, вот и вспомнил про сына. Учти, я за ним присматривать не буду, если он сюда заявится!
В разговор родителей вмешался Марк:
- Может, дед едет к нам с добрыми намерениями! Например, он, наконец, решился оформить наследство на папу.
Анна Григорьевна покосилась на младшего сына:
- А подслушивать нехорошо!
Марк парировал:
- Вы так горланите, что соседи слышат!
Женщина не обратила внимания на замечания сына, и продолжила:
-И о каком наследстве ты, Марк, говоришь? Мы живем в этом доме больше двух десятков лет, поэтому имеем полное право на него!
Поскольку Марк учился на юриста, он хотел внеси ясность в имущественный вопрос, но в это время на кухне нарисовалась старшая дочь Бобровых - Алина:
- Что за диспут вы здесь устроили? Мишку разбудите своими криками!
Виталий Максимович резонно заметил:
- Уже почти десять, пора ему вставать!
Алина резко возразила отцу:
- Папа, это не казарма, чтобы вставать и ложиться по часам! У ребенка, можно сказать, последние дни детства, а ты не даешь ему насладиться свободой!
Тут уже Анна Григорьевна набросилась на дочь:
-Что ты лепишь своим языком? Ребенок в школу идет, а ты говоришь так, словно он отправляется в колонию для малолетних.
Марк язвительно заметил:
-А я считаю, что сестричка в чем-то права! Лично у меня о школе не совсем теплые воспоминания.
Спор на кухне привлек внимание Арсения - мужа Алины. Самым последним к семейному собранию подключился шестилетний Мишка. Малыш всех присутствующих окинул умным взглядом, а потом уперся глазами в конверт, который продолжал держать в руке Виталий Максимович:
- Дедушка, тебе плохое письмо прислали? Поэтому все кричите?
Старший Бобриков посмотрел на конверт, и рассмеялся:
- С вашими спорами я про письмо забыл!
Уже обращаясь к внуку, он ласково сказал:
- Иди ко мне, Мишаня! Вместе прочитает послание от твоего прадедушки!
Малыш от удивления округлил глаза:
- Ух ты! Прадедушка - это твой папа?
Виталий Максимович легким кивком подтвердил эту степень родства, и поспешно вскрыл конверт.
- Что нам пишет Максим Владимирович?
Послание было коротким, всего несколько строк. Виталий Максимович пробежал их глазами один раз, затем стал вчитываться в каждое слово. Все присутствующие, включая будущего первоклассника Мишу, затаив дыхание следили за выражением лица главы семейства. Но на челе Виталия Максимовича ничего кроме растерянности не было.
Первой не выдержала Анна Григорьевна:
- Виталик, чего ты молчишь? Что пишет твой отец? Больше двадцати лет от него не было ни слуху, ни духу, а тут решил написать! Неспроста же!
Бобриков тихо повторил:
- Неспроста....Отец решил последние годы жизни провести на родной земле, в своем доме....Он в воскресенье приедет.
В помещении стало так тихо, что было слышно, как жужжат пчелы в палисаднике за окном. В голове Виталия Максимовича промелькнула мысль:
- Блин! Всеобщая пауза, как в спектакле!
Когда-то очень давно, в школьные годы, Виталий Максимович с классом смотрел "Ревизора", и ему из всей постановки запомнилась ключевая сцена, когда все узнали о приезде проверяющего. Но в тот день Бобриков даже в страшном сне не мог представить, какой будет кульминация жизненной пьесы с участием его отца.
****
Превыше всего Максим Владимирович ценил свободу. Он не терпел никакого насилия над своей личностью. Поэтому легко и непринужденно менял место работы. Также легкомысленно мужчина относился и к браку. Он влюблялся, женился, а спустя какое-то время, разводился. При этом Максим Владимирович не испытывал ни сожаления, ни угрызений совести, так как он был свободен и от этих чувств.
Правда, от своих детей он не отказывался, и исправно платил алименты. Кроме обязательного ежемесячного платежа мужчина оказывал своим отпрыскам другие виды финансовой поддержки: давал деньги на учебу, покупку мебели, оплачивал проживание на съемной квартире. В разные годы Максим Владимирович побывал на многих стройках века, он даже успел внести свою лепту в строительство БАМа. Потом долго работал в нефтегазовой отрасли. Поэтому недостатка в деньгах мужчина никогда не испытывал.
Брак с мамой Виталия оказался самым продолжительным. Отец увлекся новой любовью, когда сыну было пятнадцать лет. Перед уходом из семьи Максим Владимирович наказал сыну:
- Виталя, не осуждай меня, но и не повторяй моих поступков! Я и сам не рад, что уродился таким! Особое у меня пристрастие к красивым женщинам, ничего поделать с собой не могу. Это как болезнь!....Знаю, что твоя мать в обиде на меня, но чтобы немного скрасить вашу жизнь, оставляю вам квартиру в городе.
По тем временам это был действительно щедрый дар, и мать Виталия вскоре забыла непутевого супруга. Через два года она удачно вышла замуж, а сын остался в квартире отца.
Второе явление Максима Владимировича родственникам совпало со свадьбой сына. Отец явился в ЗАГС в смокинге с бабочкой, и в сопровождении очаровательной блондинки. Виталий догадался, что это очередная пассия любвеобильного родителя, но не стал задавать отцу ненужных вопросов. Как и положено родителю, Максим Владимирович щедро одарил молодоженов. Во время праздничного банкета он произнес пламенный тост, а в конце добавил:
- Чтобы молодым жилось хорошо и счастливо, передаю им в вечное пользование домик в поселке!
За столом долго не смолкали аплодисменты гостей. Только мать Виталия с ехидством произнесла:
- Не верю ни единому слову! Тут точно какой-то подвох!
Но Виталий не разделял опасений матушки: ведь ключи от нового жилья были у него в руках. На следующий день молодожены отправились в первое свадебное путешествие - поселок Городня, находившийся километрах в пятнадцати от города. Увидев двухэтажное строение из белого кирпича с гаражом и хозяйственными постройками, молодая жена Виталия обомлела. Чуть слышно она промолвила:
- Это фантастика! Мы можем жить здесь, а квартиру продадим!
Сначала эта идея понравилась и Виталию Максимовичу. В ту пору он был молод и горяч, и мечтал о крутой иномарке. Но мать остудила его пыл:
- Квартиру можно продать в любое время. Но это возможно лишь в том случае, если отец оформил дом на тебя. Но, насколько мне известно, этот непутевый смотался сразу после свадьбы.
Действительно, Максим Владимирович исчез внезапно, как и появился. Виталий пытался дозвониться до родителя, но телефон, который тот ему оставил, не отвечал. Поскольку дом в поселке был намного просторней и уютней городской квартиры, Бобриков с женой переселился туда в надежде, что отец вспомнит о своем обещании, и вернется, чтобы довести до конца юридическую процедуру.
О том, что он не довел дело до логического завершения, Максим Владимирович вспомнил лишь через года три или четыре, когда в семье уже появилась дочь Алина. Дедушка с кучей подарков приехал в поселок, но сразу предупредил:
- Я проездом. Так что не обессудьте!
Заметив, что муж мнется, Анна Григорьевна сама завела разговор со свекром на волнующую тему:
- Вы же обещали оформить дом на нас, а сами уехали. Мы живем здесь, как в подвешенном состоянии!
Благостная улыбка озарила лицо Максима Владимировича:
- Неужели бумажки имеют для вас значение? Живите, и не думайте ни о чем! Это ваш дом, и вы можете делать здесь все, что вам захочется!
Слова отца прозвучали неубедительно, и Виталий Максимович попытался перевести разговор в деловое русло:
- Пап, мы могли бы прямо сейчас съездить к нотариусу и все оформить. Ты же на своих колесах, а до города пять минут езды!
Максим Владимирович недовольно скривился:
- При всем желании мы не успеем за один день все оформить! А в моем распоряжении всего три часа! Сын, давай, отложим формальности до следующего раза.
Виталий с издевкой спросил:
- А когда он будет, этот следующий раз? Года через три?
Максим Владимирович сделал невинные глаза:
- Виталик! Обещаю, что осенью или в крайнем случае будущей весной обязательно приеду! Оформим все документы, заодно погощу у вас....Меня уже тошнит от заморских курортов, хочется в родном уголке отдохнуть.
Понятно, что ни осенью, ни весной родитель не приехал. И вот, спустя двадцать с лишним лет он вдруг напомнил о себе. Оставшиеся до воскресенья два дня все семейство гадало, что им принесет очередной визит Максима Владимировича. Алина высказала общее мнение:
- Наверное, дед, совсем постарел и ослаб, а присматривать за ним некому. Вот, и решил он свалиться нам на голову.
****
Предположение Алины не подтвердилось. В воскресенье, едва забрезжил за окном рассвет, к дому Бобриковых подкатил крутой Форд, примерная стоимость которого составляла пятьдесят тысяч баксов. Марк только что вернулся с ночного свидания, поэтому ему выпала честь встречать гостя. Парень удивился, увидев подтянутого седовласого мужчину, который легко спрыгнул с подножки внедорожника. Незнакомец весело подмигнул Марку:
- Бобриковы здесь живут? Надеюсь, я не ошибся?
Парень был ошеломлен.
- Да, вы не ошиблись.
Он с удивлением рассматривал прикид гостя, смахивающий на одеяние ковбоя. Мужчина постучал по капоту своего авто:
- Что, нравится тачка?
От волнения у Марка пересохло во рту, и он с трудом промямлил:
- Очень нравится!
- Хочешь такую?
Марк кивнул. Парня поражала уверенность незнакомца. Но он никак не мог подумать, что этот бравый старикан - его дед. Поэтому неуверенно спросил:
- Простите, а вам кого?
Старик пригладил стильную бородку:
- Да, собственно, никого! Я вернулся домой!
Мужчина развел руки в сторону, и не без удовольствия заявил:
- Это мое имение! Бобровщина! Я своими руками строил этот дом, садил эти деревья ....
Гость на мгновение замолк, и уставился на парня:
- А ты кто? Охранник? Чего стоишь, разинув рот? Открывай ворота!
Марк уже пришел в себя, и без смущения поправил приезжего:
- Если вы Максим Владимирович, тогда я ваш внук! Мы не держим прислугу, своими силами справляемся! А вас мы ждали к вечеру!
Гость прослезился:
- Выходит, ты мой внучек! Иди, дедушка тебя обнимет!
Марк неуверенно приблизился к родственнику, который ничем не напоминал больного и слабого старика. Дед стиснул парня в объятиях, и тот удивился его могучей силе. Марк успел подумать:
- Да, этот старикан всех нас переживет!
К месту встречи уже спешили все домочадцы, включая маленького Мишку. Арсений молча отворил ворота, и гость загнал свою дорогую тачку на территорию усадьбы. В отличие от остальных членов семьи, которые с восхищением смотрели на Максима Владимировича, сын встретил отца с прохладцей:
- Ты к нам надолго? Ии опять на полдня, а потом исчезнешь лет на двадцать?
Максим Владимирович ухмыльнулся:
- Знатно ты меня поддел! За это тебе зачет!...На этот раз, сынок, я надолго, возможно, и навсегда. А ты сильно изменился, поседел....
Виталий с издевкой заметил:
- Ты, батя, тоже не помолодел, хотя выглядишь неплохо!
Старик хитро подмигнул:
- Я, Виталя, стараюсь держать порох сухим. Мне хоть и семьдесят пять скоро стукнет, но к этой жизни я еще не успел остыть.
Что означают эти слова Виталий Максимович понял позднее. После сытного завтра, который приготовили женщины, гость не отправился почивать. Он захотел осмотреть свои владения. Максим Владимирович так и сказал:
- Виталя, покажи мне мои владения! Хочу убедиться, что вы содержали в порядке мой дом!
Виталий Максимович попытался напомнить отцу о его обещании.
- Батя, помнится, ты этот дом подарил нам на свадьбу!
Пожилой мужчина издал многозначительный вздох:
- Что было сынок, то прошло! Жизнь резко поменяла мои планы, и пришел срок подводить итоги....Короче, приехал я сюда, чтобы доживать здесь последние дни. Хочу, чтобы вы похоронили меня в родной земле, рядом с предками.
Виталий Максимович на несколько минут лишился дара речи:
- Батя, а как же мы? Нам куда прикажешь деваться?
Невинная детская улыбка снова появилась на лице Максима Владимировича:
- Я же вас не гоню! Живите, и мне веселей будет!
Перспектива жить с внезапно появившимся хозяином дома хоть и не быта слишком заманчивой, некоторое напряжение все же спало. Но затишье было недолгим. В тот же день, ближе к вечеру Максим Владимирович отозвал в сторонку внука:
- Марк, у вас тут есть приличные заведения?
Шокированный необычным вопросом парень спросил:
- Дед, что ты имеешь в виду?
Родственник подмигнул:
- Неужели непонятно? Рестораны, бары, кальянная....Неужели ты не посещаешь злачные места?
Марк не знал, куда спрятаться от пристального взгляда старика. Но тому было не занимать настойчивости:
- Чувствую, Марк, что ты любишь покутить, или, как нынче говорят, потусить! Давай, вместе оторвемся! Ради такого случая я дам тебе порулить моей тачкой. Надеюсь, права у тебя имеются?
По признанию самого Марка это был полный отрыв. В городе они сначала заглянули в ресторан, где дед заказал дорогую закуску и коньяк. Немного подкрепившись, они направились в ночной клуб, где старик отжигал так, что молодые девчонки визжали от восторга. Поскольку коньяк напрочь убрал тормоза, Максим Владимирович пожелал продолжить веселье. Он пригласил с собой двух девах, внешний вид которых явственно указывал на специфику их занятий. Усевший в машину, дед скомандовал:
- Жми, Марк, на всю катушку!
В комнате на втором этаже до утра шло гулянье. Анна Григорьевна с Алиной вздрагивали от каждого крика и хлопанья пробок шампанского. Марк не принимал участия в оргии, которую устроил его дед. Он только подносил бутылки с игристым и легкие закуски. На вопросительные взгляды женщин парень с усмешкой отвечал:
- Когда это закончится, не знаю! Поэтому лучше не спрашивайте!
От разгула старого хозяина страдал даже пес Бублик. Он жалобно выл, устремив взгляд на спутник Земли. Только Виталий Максимович не разделял всеобщей тревоги. Он смеялся.
- Кто-то боялся, что придется ухаживать за дедом, судно за ним выносить! А он, вон что вытворяет! Не удивлюсь, если батя под занавес пьесы под названием "жизнь", еще женится.
Эти слова оказались пророческими. Несколько вечеров подряд Максим Владимирович отрывался в городе. Потом признался внуку:
- Устал я Марк от острых ощущений! Хочется чего-то более спокойного!
Внук предложил:
- Может, на рыбалку смотаемся?
Идея старику понравилась.
- Давно я с удочкой не сиживал на бережку! Внук, а места ты знаешь рыбные?
Парень постучал себя в грудь кулаком:
- Дед, можешь мне полностью довериться!
За несколько дней он привязался к Марку ,и верил ему на слово. Внук решил показать пожилому родственнику свое излюбленное местечко. Они долго пробирались через заросли кустарника, но когда оказались на месте, Марк сокрушенно воскликнул, увидев пожилую даму со спиннингом:
- Дед, кажется нас опередили!
И тут произошло невероятное. Незнакомка обернулась, и бросила в воду свое орудие лова. Затем она всплеснула руками, и радостно воскликнула:
- Максимка! Ты все-таки вернулся! Я знала, я чувствовала, что мы все равно однажды встретимся опять.
Старик тоже весь светился от счастья:
- Нина?! Моя дорогая Нинель! Ты ничуть не изменилась!
Старый ловелас припал на одно колено, и стал целовать даме ручки. Когда первые эмоции немного улеглись, он с гордостью представил внуку незнакомку.
- Это Ниночка Епифанова, моя первая любовь....Это единственная женщина, которая когда-то мне отказала во взаимности, и вышла замуж за моего злейшего врага.
Женщина рассмеялась:
- Когда это было! Больше полувека пролетело!
Нина Алексеевна кокетливо повела глазками.
- Между прочим, Максимка, я вдова, то есть совсем свободная женщина.
Старое чувство проснулось в сердце Максима Владимировича. Каждый вечер он отправлялся на свидание в соседнюю деревню, прихватив с собой букет цветов. Анна Григорьевны ворчала:
- Виталий, твой отец оголит мне весь палисад! Сказал бы ты ему....Окончательно рехнулся старикан!
Мужчина уже предчувствовал беду, и немного охладил пыл супруги.
- Твой испорченный палисад - это меньшее из зол, которое может случиться. Подумай, что будет с нами, если мой батя решит сочетаться законным браком с этой веселой вдовушкой. У Нины Алексеевны трое детей и куча внуков.
Виталий Максимович забыл упомянуть еще детей самого родителя от предыдущих браков.
Но видно, так было начертано на небесах, и Максим Владимирович не только расписался с Ниной Алексеевной, но для укрепления уз еще обвенчался в церкви. Новая супруга после регистрации брака переселилась в большой дом, и стала там наводить свои порядки.
Некоторое время Бобриковы терпели, но когда за бабулей потянулась ее многочисленная родня, прежние жильцы поняли, что они в доме лишние. Перед тем, как навсегда покинуть дом, в котором семья прожила столько лет, Виталий Максимович глубокомысленно заметил:
- Хорошо, что я тогда послушал маму, и не продал квартиру! Иначе нам бы пришлось всем скопом жить на улице.
Для отца у него тоже нашлось несколько "теплых" слов:
- Спасибо, батя, за свадебный подарок! Вот, уж точно, век такое не забудешь.
Беспородного пса по кличке Бублик Бобриковы забрали с собой в город. На этом история могла бы закончится, но брак с Ниной Алексеевной продлился меньше двух лет. Максим Владимирович скончался от инсульта. Старший сын присутствовал на похоронах, но не стал принимать участие в дележе наследного имущества. Стоит отметить, что свою долю пытались урвать не только дети и внуки самого покойного, но и родственники его последней супруги. Общее число охотников превышало три десятка человек. Как разрешился наследственный вопрос, неизвестно.
Автор Татьяна Ковалева