Найти в Дзене

Правила оформления 2 части ОГЭ по математике. Задания №23, №24, №25.

Общие рекомендации.

Информация из различных официальных источников противоречива, не существует единого понимания критериев проверки ОГЭ.

Краткие решения, которые приводятся в ответах к вариантам, не являются образцами оформления, ученику следует писать более подробно — так, как это объяснялось бы в учебнике, не для учителя, а для ученика. И возможны различные способы решения.

Проверяется:

  • правильность записи условия
  • обоснованность решения
  • математическая грамотность
  • соответствие чертежа задаче
  • запись ответа

Рекомендации:

стараться писать аккуратно, делать крупные и аккуратные рисунки, быть последовательным и внимательным к деталям – ведь иногда, в спорных ситуациях, балл за работу зависит от «впечатления» проверяющего в начале записать условие задачи (в геометрии «Дано» и «Найти» или «Доказать»), «Решение», в конце обязательно «Ответ»

1 балл снимается за:

  • одну арифметическую ошибку – при выполнении действий сложения, вычитания, умножения, деления чисел. Другие ошибки – в применении формул и правил, в знаках при действиях с отрицательными числами, описки – к арифметическим не относятся.
  • «некоторую неточность» в решении геометрических задач

0 баллов:

  • отсутствие слова «Ответ»
  • ошибка в вычислениях (не арифметическая)
  • ошибочные действия или утверждения (даже если они не повлияли на ход решения)
  • отсутствие обоснования важных шагов

Балл не снижается, если:

  • ответ записан в таком виде, что его еще можно упростить (например 2/6 вместо 1/3 или √16 вместо 4)
  • описка была не существенной и в дальнейшем исправлена
  • написаны лишние, но верные утверждения

К заданию №23:

  • 1 балл снимается за вычислительную ошибку или недостаточное обоснование, неточность.
  • "Дано" и "Найти" желательны, но за отсутствие пока баллы не снимают
  • чертеж обязателен, с нанесением данных из условия, изображенная фигура должна соответствовать условию (нельзя рисовать тупоугольный треугольник вместо прямоугольного).
  • решение оценивается совместно с чертежом, некоторые факты допускается отразить только на чертеже, или только в «Дано».
  • при введении на рисунке каких-то точек, описывать словами или хотя бы пояснять на чертеже, что это за точки (основание высоты, биссектрисы, медианы).
  • при введении переменных – описать словами (или хотя бы показать на чертеже)
  • при использовании свойств параллельных прямых нужно указать эти прямые и секущую,
  • при «очевидно равных» отрезках все же указать, почему они равны, при использовании теоремы Пифагора желательно указать, в каком треугольнике и т.п. (балл могут снять или не снять)
  • желательно проводить вычисления по пунктам
  • прописывать все вычисления, описывать все действия, логика решения должна быть понятна проверяющему
  • не равные углы обозначать разным количеством дуг; нельзя обозначать углы одной заглавной буквой, когда неясно, какой именно угол имеется ввиду
  • желательно не путаться в понятиях «по определению», «по свойству», «по признаку»
  • избегать фраз вроде «два угла лежат на одной стороне», «точка пересечения диагоналей равноудалена от сторон параллелограмма», для подобных треугольников «соответственные стороны» вместо «сходственные»
  • не путать понятия «отрезок» и «прямая»
  • не называть точку пересечения диагоналей параллелограмма «центром»

К заданию №24

  • можно использовать без доказательств математические факты, теоремы, содержащиеся в разрешенных школьных учебниках
  • в задачах на доказательство обоснования требуются для тех фактов, которые можно доказать геометрически (обязательно ссылаться на признаки равенства треугольников, свойства фигур), а если факт следует из вычислений, то обосновывать не нужно
  • ФИПИ «допускает» не снимать баллы за путаницу в понятиях признаков, свойств, определений в геометрии

К заданию №25

  • допускается «недостаток обоснования» некоторых простых шагов в сложном решении (балл не снижается)
  • желательно ссылаться на известные теоремы, названия теорем называть точно (например, не путать теорему синусов и обобщенную теорему синусов, теорему Пифагора и обратную теорему Пифагора, теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках)

Материал для данной статьи взят из методического пособия "Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2023 года", разработанного ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ НАУЧНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»