Общие рекомендации.
Информация из различных официальных источников противоречива, не существует единого понимания критериев проверки ОГЭ.
Краткие решения, которые приводятся в ответах к вариантам, не являются образцами оформления, ученику следует писать более подробно — так, как это объяснялось бы в учебнике, не для учителя, а для ученика. И возможны различные способы решения.
Проверяется:
- правильность записи условия
- обоснованность решения
- математическая грамотность
- соответствие чертежа задаче
- запись ответа
Рекомендации:
стараться писать аккуратно, делать крупные и аккуратные рисунки, быть последовательным и внимательным к деталям – ведь иногда, в спорных ситуациях, балл за работу зависит от «впечатления» проверяющего в начале записать условие задачи (в геометрии «Дано» и «Найти» или «Доказать»), «Решение», в конце обязательно «Ответ»
1 балл снимается за:
- одну арифметическую ошибку – при выполнении действий сложения, вычитания, умножения, деления чисел. Другие ошибки – в применении формул и правил, в знаках при действиях с отрицательными числами, описки – к арифметическим не относятся.
- «некоторую неточность» в решении геометрических задач
0 баллов:
- отсутствие слова «Ответ»
- ошибка в вычислениях (не арифметическая)
- ошибочные действия или утверждения (даже если они не повлияли на ход решения)
- отсутствие обоснования важных шагов
Балл не снижается, если:
- ответ записан в таком виде, что его еще можно упростить (например 2/6 вместо 1/3 или √16 вместо 4)
- описка была не существенной и в дальнейшем исправлена
- написаны лишние, но верные утверждения
К заданию №23:
- 1 балл снимается за вычислительную ошибку или недостаточное обоснование, неточность.
- "Дано" и "Найти" желательны, но за отсутствие пока баллы не снимают
- чертеж обязателен, с нанесением данных из условия, изображенная фигура должна соответствовать условию (нельзя рисовать тупоугольный треугольник вместо прямоугольного).
- решение оценивается совместно с чертежом, некоторые факты допускается отразить только на чертеже, или только в «Дано».
- при введении на рисунке каких-то точек, описывать словами или хотя бы пояснять на чертеже, что это за точки (основание высоты, биссектрисы, медианы).
- при введении переменных – описать словами (или хотя бы показать на чертеже)
- при использовании свойств параллельных прямых нужно указать эти прямые и секущую,
- при «очевидно равных» отрезках все же указать, почему они равны, при использовании теоремы Пифагора желательно указать, в каком треугольнике и т.п. (балл могут снять или не снять)
- желательно проводить вычисления по пунктам
- прописывать все вычисления, описывать все действия, логика решения должна быть понятна проверяющему
- не равные углы обозначать разным количеством дуг; нельзя обозначать углы одной заглавной буквой, когда неясно, какой именно угол имеется ввиду
- желательно не путаться в понятиях «по определению», «по свойству», «по признаку»
- избегать фраз вроде «два угла лежат на одной стороне», «точка пересечения диагоналей равноудалена от сторон параллелограмма», для подобных треугольников «соответственные стороны» вместо «сходственные»
- не путать понятия «отрезок» и «прямая»
- не называть точку пересечения диагоналей параллелограмма «центром»
К заданию №24
- можно использовать без доказательств математические факты, теоремы, содержащиеся в разрешенных школьных учебниках
- в задачах на доказательство обоснования требуются для тех фактов, которые можно доказать геометрически (обязательно ссылаться на признаки равенства треугольников, свойства фигур), а если факт следует из вычислений, то обосновывать не нужно
- ФИПИ «допускает» не снимать баллы за путаницу в понятиях признаков, свойств, определений в геометрии
К заданию №25
- допускается «недостаток обоснования» некоторых простых шагов в сложном решении (балл не снижается)
- желательно ссылаться на известные теоремы, названия теорем называть точно (например, не путать теорему синусов и обобщенную теорему синусов, теорему Пифагора и обратную теорему Пифагора, теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках)
Материал для данной статьи взят из методического пособия "Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2023 года", разработанного ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ НАУЧНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»