Повторюсь, никаких больших и конкретных целей в моей поездке не было. Так, снять общее впечатление со моей считывающей системы. Поэтому даже экскурсии меня мало интересовали. Тем более, что все они в основном крутились вокруг церквей да мечетей (Татарстан), которые обычно вызывают у меня недобрые чувства. Так что два первых города – Углич и Кострома, центры русского православия – были любопытны мне лишь какими-нибудь простыми бытовыми житейскими вещами или фактами из далекого прошлого, поэтому я выбрал две темы – «История судоходства» в первом городе и «Музей деревянного зодчества» во втором.
Возникла и проблема. Своим нужно что-то привести, но что? На берегу в Угличе нарвался на бабулю, которая плаксиво попросила меня помочь, то есть что-то купить, так как муж ее только умер, а сын уехал на войну (не помню, какую именно). Что-то существенное начиналось с 2 т.р., а у меня 20 тыров на весь тур. Запросил мелочь – колокольчик с символикой Углича. «Сколько стоит?» - «500 р., как у всех». Жалко бабулю, купил.
Этак я уже к Казани все растрачу и приеду ни с чем!
Экскурсовод про судоходство рассказывал неплохо, потом ему даже хлопали. Хотя, конечно, я надеялся увидеть какие-нибудь, лодочки, суденышки давних времен (струги, там, расписные Стеньки Разина челны, долбленки и пр.) Мощные драккары, на которых плавали бородатые викинги, щедро рассыпая по берегам зачатки русской государственности. Огромные беляны, похожие на речные авианосцы и по внутреннем устройству, точь-в-точь, Ноев ковчег. Наглядные материальные свидетельства огромной речной истории.
Но оказывается, даже полноценного музея речного судоходства в стране нет. Те, что есть, имеют экспозиции из моделей и фотографий. Вот и вся история. А вы говорите: Волга! Зато только в Угличе есть музей мифов и суеверий, музей водки и даже музей тюремного искусства, а музея, который куда больше характеризует жизнь и быт народа Поволжья, его повседневность, нема. Три кита современной России - мифы, алкоголь и криминал...
Нас завели в здание бывшей городской думы размером в красный уголок средней советской школы, посадили к экрану. Показали какие-то переснятые альбомы. Почти факультативная «дистанционка».
Что ж, Волга была, когда судоходна, а когда и мелка, колебания уровня по сезонам до 10-17 метров. Рыба водилась отменная – известны белуги более тонны весом. А купцы, знамо дело, богатые, как в фильме «Жестокий романс». Все в Париж с Ларисами укатить желали.
Показали картину Репина про бурлаков. Оказывается, профессия была престижной, брали не каждого (и даже не каждую – бабы тоже бурлачили в сезон, хотя и не с таким надрывом, как мужики). За сезон можно было заработать на хороший семейный дом.
Эвона как жили до революции!
Нехороший живописец Репин ввел нас в заблуждение про тяжкий труд бурлаков. Наверно был первым большевиком. Сколько бурлаки зарабатывали экскурсовод сказал, а вот сколько они жили уточнять не стал. А ведь тяжесть труда понятно из технологии передвижения – по одному шажку правой ногой. Левая только для равновесия. То есть каждый шаг – это рывок («и, взяли!»), а далее стоп, приставить левую ногу.
Еще показалось странным вот что. Пересыхание Волги и неожиданные колоссальные разливы нарушали не только жизнь волжан, но и судоходную торговлю, всю экономику региона. Это было сказано. А вот кто и как это все изменил – ни слова. А ведь даже Википедия не смогла сдержаться:
«В середине XX века на Волге появился скоростной пассажирский флот, а при создании водохранилищ были сооружены крупнейшие в Европе и прочие волжские и камские речные порты и шлюзы в каскаде ГЭС, и, благодаря подъему уровня в Волжско-Камском бассейне, возникли судоремонтные и судоотстойные затоны, и судоходство по Волге и особенно по её притокам получило прочие новые возможности.».
Советская власть не в чести у нынешних идеологов. Поэтому если уж вспоминать про создание водохранилищ и шлюзов в советское время, то лишь со слезами на глазах – сколько деревень затопили. И главный памятник советскому беспределу – «утонувшая» колокольня г. Колязина, известная по многим фотографиям и фильмам. А еще – белуг в Волге больше нема, только мелочь. И это уже не великая река, а сеть водохранилищ.
То, что судоходство стало полноценным, что разливы практически не наносят вреда волжанам – это «по умолчанию». И то, что сеть электростанций практически обеспечила индустриализацию электроэнергией на всей европейской территории страны – ни слова.
А ведь, скажем, система шлюзов по-своему поразительна.
Никогда о ней не задумывался. Понятно, что как-то в шлюзах вода то набирается, то убывает, что позволяет судам перескакивать за полчаса на десяток метров – из одной водной системы в другую. Думал: качают мощные насосы. Ан нет – закон сообщающихся сосудов. Под шлюзами трубы из верхнего и нижнего уровня. Если нужно подняться, открываются заслонки труб из верхнего уровня, и вода прибывает из него. Если нужно спуститься, открываются заслонки труб нижнего уровня, и вода убывает в нижний. Простенько и надежно.
Дама, заметившая, как забурлили сразу пара десятков «гейзеров» прибывающей воды в шлюзе, тут же звонит подруге:
- Их много, и они булькают – поясняет он собеседнице уловленную ею «сообщающуюся» суть шлюзового механизма.
В начале тура интересовались, сколько пройдем шлюзов. Кто-то сказал 17, потом общими усилиями насчитали 11-12, но некоторые мы проходили ночью, так что не исключено, что и 17.
Чего не хватило в Угличе, «отыскалось» в Костроме – музей деревянного зодчества. Хороший музей, территория значительная, дома поддерживаются в хорошем состоянии. Понравилась экскурсоводша, сама бывшая деревенская, жизнь сельскую знает не понаслышке, а ту, что была прежде, – от своей бабки. Веселая и говорливая.
Очень меня заинтересовала старая церковь (кажется Спасская) клетского типа из четырех объемов, бревенчатых срубов-клетей, каждый из которых под своей двухскатной крышей.
Сразу отметил, что такие строения мне знакомы. Рассказали, что церковь была своеобразным центром жизни большого поселения. Кроме иконостаса имеется интересное помещение с лавками по периметру. Как бы общественное пространство. Здесь не только велись службы и молились, а и знакомились, показывались друг другу парни и девки, вопросы насущные решали всем миром, товары хранили и много еще чего общественно важного. А где же, если не здесь?
После экскурсии осторожно остался наедине с экскурсоводшей и тихонечно спросил. Дескать, читал я, что подобного рода храмы - это переделанные в христианские из прежних языческих, очень похожих на данную церковь и конструкцией, и использованием. И лавочки эти на 30-40 человек наводят на подобную мысль. Как вам кажется?
Увы, весьма приветливая до этого женщина очень на меня разгневалась и ответила, что это, дескать, вполне традиционные храмы ранних православных времен в данных краях. И что читал я чистую глупость, и быть этого не могло. Были у язычников капища под открытым небом, а никаких храмов не было, кумиры да идолища поганые.
Да и неважно, глупость, значит глупость. Отыщу если в своем архиве, то покажу.
Есть аллея с несколькими старыми жилыми домами весьма ладной постройки и в хорошем состоянии. Крепкие дома и весьма теплые.
(В Костроме по совету друзей придался более перспективной форме шопинга – стал закупать сладости и пр. пищевые разности. Скажем, фирменный костромской сыр «Вохма» - головку. Дегустировать предстоит старшему сыну и невестке. А пусть. Какие-то бальзамы и пр.
Не все привезенное понравилось, но в целом пищевая концепция себя оправдала. Сладости недорогие, и, если меня что-то и ограничивало, так это общий вес подарочков. Ели дотащил).
Впереди были Нижний Новгород и Толя Абрашкин.