Продолжаем.
Мы оказались в состоянии эгонедостаточности — ситуации, когда система проверки реальности перестала функционировать. Изменения в окружающем мире сделали её не дееспособной для всех нас.
Когда подростки сталкиваются с эгонедостаточностью, они могут:
1. Создать себе кумира, идеализируя кого-то, о ком можно придумать всё что угодно.
2. Найти значимого взрослого с устоявшейся системой восприятия реальности и взять его подход за основу для себя.
3. Присоединиться к группе сверстников (стае), игнорируя объективную реальность или протестуя против неё.
Эти механизмы служат компенсацией. Важно задать себе вопрос: «Я развиваюсь или просто компенсирую эгонедостаточность?». Необходимо двигаться вперёд, а не оставаться в зоне компенсаций.
Согласны?
Если мать в процессе воспитания понимала чувства ребёнка, то в подростковом возрасте он сохранит сформированное эго; если нет — оно может быть утрачено.
Важно понять, что самое продуктивное состояние — это дезориентация, так как именно в ней формируется новая система ориентирования. На это просто нужно время!
Сейчас мы учимся жить в условиях неопределенности.
Я предлагаю вам упражнение "Право на жизнь", помогающее признать те части себя, которые:
- Не понимают, что происходит.
- Чувствуют растерянность.
- Испытывают дезориентацию.
- Находятся в прострации и т.д.
Суть этого упражнения — расширение сознания. Ресурс находится именно в тех частях, которые не знают, что делать. Новая система ориентирования возникнет из них.
Ключевым навыком сейчас является способность выдерживать неопределенность, дезориентацию и непонимание происходящего.
ДЕВИЗ: «Как будут развиваться события — покажет время!»
Нормой нашего времени стали всепоглощающие чувства, и мы часто погружаемся в знакомые эмоциональные состояния.
Что делать?
1. Определите своё привычное эмоциональное состояние, которое приносит трудности.
2. Заметьте те части себя, которые чувствуют дезориентацию или растерянность. Дайте им место в своей душе и психике.
3. Скажите этим частям: «Я прошу вас взять паузу; происходящее требует времени!»
Таким образом:
- Частям, с которыми вы ещё не знакомы, дайте интерес и согласие встретиться с ними.
- Частям, которые сейчас дезориентированы, предоставьте время и попросите их не спешить и взять паузу.
Это позволит вам не закрываться и подготовиться к тому, что будет необходимо в новой реальности.
Автор: Карпов Андрей Владимирович
Психолог, Гипнотерапевт Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru