Найти тему
Внук Эзопа

Ницше и Заратустра: человек — верёвка между животным и Сверхчеловеком

«Человек — это верёвка, привязанная между животным и Сверхчеловеком, верёвка над пропастью», — кричит Заратустра толпе.

Выступление канатоходца опасно, поскольку он должен пройти по канату, подвешенному над глубокой пропастью. Точно так же, создавая Сверхчеловека, человек должен жить в опасности. Он должен идти на большой риск и никогда не оставаться в застое, но, несмотря на опасности, всегда жить ради самотрансформации. Как объясняет Заратустра, тем, кто живёт таким образом, суждено стать предвестниками Сверхчеловека.

«Я люблю всех тех, кто подобен тяжёлым каплям, падающим поодиночке из тёмного облака, нависшего над человечеством: они пророчествуют о пришествии молнии и, как пророки, погибают. Смотрите, я пророк молнии и тяжёлая капля из облака: но эта молния называется Сверхчеловеком», — говорит Заратустра.

Когда Заратустра заканчивает свою речь, толпа снова разражается смехом. Полагая, что причина кроется в его подходе, он решает изменить тактику. Он обращается к гордости толпы, предупреждая их о том, что западная культура находится в упадке из-за отсутствия ценностей. Он говорит им, что этот упадок порождает «самого презренного человека» — Последнего Человека, который является противоположностью идеала Сверхчеловека.

«Пришло время человеку поставить перед собой цель. Пришло время человеку посеять семя своей высшей надежды. Его почва всё ещё достаточно плодородна для этого. Но однажды эта почва станет бедной и слабой; из неё больше не сможет вырасти высокое дерево… Я говорю тебе: в человеке должен быть хаос, чтобы родить танцующую звезду. Я говорю тебе: в тебе всё ещё есть хаос. Увы! Наступает время, когда человек больше не даст рождение звёздам… Смотрите! Я покажу вам Последнего человека…» (Ницше, «Так говорил Заратустра»)

Последний Человек — это индивид, который специализируется не на созидании, а на потреблении. В разгар насыщения низменными удовольствиями он утверждает, что «открыл счастье» благодаря тому факту, что живёт в самую технологически развитую и материально роскошную эпоху в истории человечества.

Последний Человек — это индивид, который специализируется не на созидании, а на потреблении
Последний Человек — это индивид, который специализируется не на созидании, а на потреблении

Но за этим увлечением собой Последнего Человека скрывается скрытое негодование и желание мести. На каком-то уровне Последний Человек знает, что, несмотря на его удовольствия и комфорт, он пуст и несчастен.

✅ У него нет стремлений и значимых целей, которые он мог бы преследовать, у него нет ничего, что он мог бы использовать, чтобы оправдать боль и борьбу, необходимые для преодоления себя и преобразования себя во что-то лучшее. Он застоялся в своём уютном гнёздышке и из-за этого несчастен. Это несчастье не делает его бездеятельным, но, напротив, заставляет его искать жертвы в мире.

Ему невыносимо видеть тех, кто процветает и воплощает высшие ценности, и поэтому он безобидно поддерживает полную деиндивидуализацию каждого человека во имя равенства. Утопия Последнего человека — это утопия, в которой полное равенство поддерживается не извне, деспотичным правящим классом, а изнутри, через «дурной глаз» зависти и насмешек.

«Нет пастуха и одно стадо. Все хотят одного и того же, все одинаковы: тот, кто думает иначе, добровольно отправляется в сумасшедший дом». (Ницше, «Так говорил Заратустра»)

После того, как Заратустра закончил свою речь о Последнем Человеке, толпа начала кричать: «Превратите нас в этого Последнего Человека! Вы можете получить Сверхчеловека!» (Ницше, «Так говорил Заратустра»). Услышав насмешки, в голове Заратустры зазвучало предупреждение старика из леса:

«И теперь они смотрят на меня и смеются: и, смеясь, они всё ещё ненавидят меня. В их смехе лёд». (Ницше, «Так говорил Заратустра»).

Заратустра понял, что большинство людей не могут понять значение его слов. Поэтому он сформулировал новую миссию. Он решил принести свой дар и любовь не всему человечеству, а нескольким избранным людям, которые могли бы подняться над стадом и следовать за ним.

«Следуют за мной, потому что они хотят следовать за собой — и которые хотят идти туда, куда хочу идти я», — сказал Заратустра. (Ницше, «Так говорил Заратустра»).

С новым оптимизмом и надеждой Заратустра покинул город в поисках новых товарищей, которым он мог бы передать свою мудрость.

С человеком происходит то же самое, что и с деревом. Чем выше они поднимаются в высоту и к свету, тем сильнее их корни стремятся к земле, вниз, во тьму глубины — во зло
С человеком происходит то же самое, что и с деревом. Чем выше они поднимаются в высоту и к свету, тем сильнее их корни стремятся к земле, вниз, во тьму глубины — во зло

Отправляясь в путешествие, Заратустра увидел в небе знамение. Когда солнце было в зените, он увидел орла, парящего в воздухе со змеёй, обвившейся вокруг его шеи.

✅ Орёл и змея были не врагами, а друзьями. Это было необычное зрелище, ведь исторически орел, символ высочайших устремлений духа, изображался как враг змеи, символа животного желания и зла.

Для Заратустры союз орла и змеи означал следующее: чтобы полностью развить своё «я», мы должны не только использовать свои величайшие возможности, но и поднять свою тень из её психологических глубин и признать свою способность творить зло. Как уточнил Заратустра в одной из своих более поздних речей перед своими спутниками:

«С человеком происходит то же самое, что и с деревом. Чем выше они поднимаются в высоту и к свету, тем сильнее их корни стремятся к земле, вниз, во тьму глубины — во зло». (Ницше, «Так говорил Заратустра»).

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа