Найти в Дзене

О том, что делает нас счастливей остальных. Как становятся писателями

Я в детстве очень много читала. Практически постоянно. Читала до полночи, пока мама не отбирала книжку и не выключала свет. Брала книжку в транспорт, на пляж. Читала в школе на переменках, когда все другие носились и бегали. И даже украдкой на уроках...

Это было моим самым любимым занятием - с той поры, как в пять лет, научившись читать, я открыла для себя удивительный мир книг.

Приветствую всех на моем канале!

Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.

Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться вот здесь: 

Александр Михайловский @alexxm68 читать книги онлайн

Такую шикарную книгу я увидела в нашей модельной библиотеке. Одна из любимых
Такую шикарную книгу я увидела в нашей модельной библиотеке. Одна из любимых

У нас дома была огромная библиотека. Вся полки и шкафчики стенки были заполнены книгами. И отдельно, в моей комнате, стоял шкаф с детской и юношеской литературой. Целый шкаф! И все книги в нем были прочитаны, и не по разу. Те, из стенки, тоже, но не все. Многотомники Голсуорси, Толстого и еще каких-то авторов мне не зашли. Зато 14-томник Джека Лондона был зачитан, что называется, до дыр.

На полочках с книгами стоял бюстик Маяковского, соседствуя с портретами Чехова и Хэмингуэя. При этом все мои подружки были уверены, что на портрете Хэмингуэя изображен мой дедушка. Эти же подружки неизменно поражались, как много у нас в доме книг.

Советский Союз
Советский Союз

Сборники сказок занимали весь передний ряд верхней полки в детском шкафу. "Русские сказки", "Сказки народов мира", "Остров сказок" и много других.

И я очень, очень любила сказки... Я читала их весьма активно лет до четырнадцати, наряду со взрослой литературой. И даже сейчас люблю полистать книгу сказок в библиотеке - во мне поднимается знакомый трепет и оживают воспоминания детства...

Была у нас еще целая серия маленьких книжек с прекрасными произведениями восточных поэтов.

А также серия "Классики и современники".

Разумеется, были многотомники Бунина, Куприна, Вересаева, Пушкина и Есенина, и несколько сборников поэтов Серебряного века.

И еще много всего было у нас, включая подписки разных журналов.

В библиотеке
В библиотеке

Мы в семье все были азартными книгочеями.

Поэтому книги могли находиться в любом месте квартиры. На телевизоре, на подоконнике, на кухонном столе, на телефонной тумбочке...

Порой у папы под кроватью скапливалась целая стопка, плюс ворох газет. Он не любил, когда эту стопку трогали. Если мама бралась за уборку, он потом, долго чертыхаясь, искал книгу, которую не дочитал.

У меня на столе тоже был вечный бардак из книг, альбомов и тетрадок.

Иногда в книжных шкафах наводился порядок. И редко он бывал закончен. Стоило мне приступить к вытиранию пыли в шкафу - и вскоре мама обнаруживала меня сидящей на полу и увлеченно читающей книгу, выпавшую из задних рядов и потому долго не попадавшуюся на глаза. Либо я обнаруживала маму в таком же виде... Либо же мы обе сидели и читали, забыв об уборке, посреди разложенных по полу книг...

Никогда не думала, что снова увижу эту книгу. Случайно увидела в нашей модельной библиотеке
Никогда не думала, что снова увижу эту книгу. Случайно увидела в нашей модельной библиотеке

Мы в семье всегда делились впечатлениями от книг, советовали друг другу, что почитать.

Родители мои были из тех людей, которые "охотились" за книгами.

Иногда происходило радостное событие, когда мама приходила и торжественно заявляла с порога, что приобрела в букинистическом магазине хорошую книгу. И мы тут же подскакивали к ней и принимались спорить, кто первый будет читать.

Кстати, иногда то, что давали в букинистическом магазине "в нагрузку" (мои ровесники поймут), частенько оказывалось намного интересней "главной" книги, ради которой все и затевалось.
Таким образом к нам попала книга для детей и юношества "Тропою исканий" о юннатах. Она была написана совершенно восхитительным языком, с хорошим юмором, и я ее постоянно перечитывала, как и мама.

В нашем городе, конечно, были книжные магазины, но там редко продавалось что-то стоящее.

Книги
Книги

И вот однажды маму послали в командировку в соседний город Пскент (Ташкентская область) на один день. Мама взяла меня с собой, разрешив не идти в школу.

Это был довольно захудалый, но премилый зеленый городишко, где даже в советское время трудно было встретить русское лицо.

Мама быстро сделала все дела по работе, и мы решили прогуляться по городу.

И занесло нас в книжный магазин...

А там!

Там мы увидели в продаже книги, которые даже не мечтали купить. А тут, вона, свободно лежат! Мы принялась азартно выбирать, зная, что денег нам на все, что хочется, не хватит.

Мне было лет двенадцать тогда. И когда я увидела на полке сборник рассказов Тэффи, то глазам своим не поверила. И мама тоже.

Разумеется, мы купили эту книгу. И что-то еще, уже точно не помню что. Кажется, это был томик стихов Заболоцкого, ставший впоследствии той книгой, которая никогда не покидала моего стола.

Я быстро запоминала стихи. И из Заболоцкого очень многое помню наизусть до сих пор. Это мой любимый поэт.

Читала я обычно лежа на своей кровати. Никто мне не зудел: "Зрение испортишь!". Зрение и без того было не очень. С той поры, как впервые в семь лет меня повели к окулисту и до сей поры оно просело всего на три диоптрии.

Книжный магазин в ТЦ Новосибирска. Всегда приятно увидеть свои книги
Книжный магазин в ТЦ Новосибирска. Всегда приятно увидеть свои книги

Я полностью погружалась в книгу, и мир переставал для меня существовать...

Бывало, автор так сочно описывал какие-то моменты, что хотелось немедленно пойти и повторить.

Как-то, читая книгу "Дон Кихот", я наткнулась на описание, как крестьянин ест луковицу с хлебом. И тут мне до того захотелось так же... Я пошла на кухню, очистила луковицу, взяла толстый шмат хлеба (как в книге описано), солонку рядом поставила, и ела это все, одновременно перечитывая этот отрывок про крестьянина. И такой это был кайф, что словами не передать! С вами такое бывало?

Необычная книжка
Необычная книжка

То, что я читала книги, делало меня счастливей остальных.

Я проживала тысячу жизней, переживала увлекательнейшие приключения! Все, о чем я читала, оживало передо мной, вставало яркими образами, так что до сих пор я ощущаю на себе удивительный феномен: слыша какое-нибудь название, я не могу сразу вспомнить, читала я такую книгу или смотрела фильм. Интересно, с другими такое бывает?

Кстати, всегда очень волнуюсь, когда ничинаю смотреть экранизации любимых книг. Часто бывает, что образы героев, уже закрепившиеся в воображении, совершенно не совпадают с киношными - и это отравляет, потому что избавиться от увиденных образов и вернуться к их первоначальному восприятию довольно трудно.

Есть книги, которые я читала по многу раз. А некоторые я перечитывала до 12 раз! Более всего это относится к рассказам Джека Лондона: его книги практически не вылезали у меня из-под подушки. И к произведениям Бунина, правда, увлеклась я им гораздо позже...

И каждый раз я находила в заново прочитанных книгах что-то новое.

Полочки
Полочки

Особенно интересно было в зрелом возрасте перечитать то, что нравилось в детстве. С удивлением обнаруживаешь, что обращаешь внимание на то, чего прежде не замечала, а казавшиеся несущественными моменты обретают неожиданно глубокий смысл. Наиболее ярко у меня это было с книгой "Убить пересмешника". Первый раз я прочитала ее в 10 лет, потом еще читала пару раз с перерывами лет в пять. И последний раз перечитала после 40... И открыла столько психологических нюансов, что просто поразилась.

Меня неизменно удивляли люди, которые не любят читать книги. Мне было их всегда жаль - так, как бывает жалко инвалидов. Я хорошо осознавала, что у меня есть то, чего нет у них.

То, что я много читала, часто создавало большую пропасть между мной и теми, кто не читал книг. Мы мыслили совершенно непохожим образом. Мы друг друга не понимали... Поэтому я всегда оставалась одиночкой.

Наша Сузунская модельная библиотека
Наша Сузунская модельная библиотека

Для меня фраза "читать - это скучно" являлась абсолютно непостижимой.

Как может быть скучно читать? Окунаться в другую жизнь, в другие миры, слушать мысли других людей, примерять на себя разные ситуации? Размышлять, делая потрясающие выводы? Смотреть на мир с другой стороны? Наблюдать причудливые извивы чужой мысли?

И, знаете... до сих пор это остается для меня непостижимым.

На протяжении жизни мне встречалось очень мало таких людей, как я.

Чтение очень хорошо развивает воображение. Учит мыслить нестандартно.

Для меня читающий человек - это тот, чей разум свободен и бодр и не ограничен рамками действительности.

И личность человека очень сильно зависит о того, какие книги он прочитал в детстве.

Сузунская модельная библиотека, у входа
Сузунская модельная библиотека, у входа

Меня никогда не контролировали и не ограничивали в том, что я читала. Когда лет в восемь я брала довольно взрослые книги, это только поощрялось. И многие из них были очень интересны... Не понимая многого, главное я все же усваивала. А над тем, чего не понимала, я думала, и в процессе этих раздумий доходила до поразительных умозаключений.

Я не знаю правил русского языка. Я никогда не старалась заучить их - все это было ужасно скучно, и я получала четверки по русскому языку, хотя писала абсолютно грамотно, на удивление всем учителям. "Феномен - врожденная грамотность!" - говорила про меня преподавательница русского языка.

Я, к примеру, не смогу внятно объяснить, почему где-то пишется "не", а где-то "ни". Но напишу правильно.

Тотальный диктант
Тотальный диктант

А просто все эти слова и словосочетания я видела в книгах, в контексте, и это хорошо закрепилось в моей голове. На уровне интуиции.

Но никаких грамматических правил я действительно не знаю, не разбираюсь в частях речи.

У меня зрительное восприятие текста намного сильнее, чем звуковое. Я крайне плохо запоминаю то, что слышу. Мне нужно ВИДЕТЬ текст. Текст, в котором каждая запятая несет свой смысл, часто ускользающий при аудиопрослушивании.

Я в библиотеке
Я в библиотеке

Тот, кто привык много читать, обладает редкой способностью, называемой "читать между строк". Такой человек легко улавливает скрытый смысл написанного, которого больше никто не заметит. Именно НАПИСАННОГО.

И не только смысл. По стилю написания можно сделать довольно верные выводы о том, что представляет из себя написавший.

Хорошие книги - это как изысканные блюда. Их хочется смаковать, наслаждаясь всей гаммой вкуса.

Именно так я их и и читаю... Порой останавливаюсь на середине, размышляя над уже прочитанным, а иной раз, прочитав до конца, возвращаюсь к некоторым моментам.

Есть книги, для которых надо созреть.

Лет с шестнадцати я начала делать подходы в "Идиоту". Я в тот период вообще увлеклась Достоевским, и прочитала все, что имелось в нашей домашней библиотеке. И была очарована произведениями Федора Михайловича.

Но "Идиот" мне не давался ни в какую. Со мной происходило удивительное: если обычно, читая перед сном, я не могла заснуть от того, что мое воображение было взбудоражено, то тут я засыпала, прочитав всего страниц пять! Но я мужественно решила идти до конца.

Однако все же сдалась, одолев около сорока страниц.

Потом, по прошествии лет, такие попытки предпринимались мною еще несколько раз. Но дальше шестидесятой страницы дело так и не продвинулось.

И вот я все же прочитала эту книгу год назад... Спасибо нашему книжному клубу, что существует в нашей Модельной библиотеке и членом которого я являюсь.

Я поразилась, до чего же эта книга интересная! Она захватила меня с первых строк, и я просто не могла оторваться.

И это очень здорово, когда есть с кем обсудить книги. Только здесь, в России, я нашла общество таких же любителей почитать, как я.

Когда люди делятся впечатлениями и высказывают разные мнения, в книге выявляются новые грани, которые ускользнули от твоего внимания...

Одна из наших книг. Авторский экзепляр
Одна из наших книг. Авторский экзепляр

Все успешные писатели много читали.

Невозможно написать книгу, не прочитав перед этим тысячи чужих книг.

Когда много читаешь, то однажды понимаешь, что и тебе есть что сказать миру.

Так произошло и со мной.

Я стала писателем...

В деревне
В деревне

Ныне это мой основной вид деятельности. Моя работа, которую я делаю вместе с мужем. Все остальное - хобби.

Что я оставила и что взяла с собой, уезжая навсегда

О моем муже и нашем семейно-творческом союзе: Свет очей моих. Александр Михайловский

Тут - о нашей работе: Об удаленной работе и секретах писательской кухни

На этом я желаю вам всем мира и счастья! Подписываемся и ставим одобрямсики!

До новых встреч на моем канале!

Переселенцы по госпрограмме | Дзен