Мы боремся не с причиной, а со следствием. И дело не в количестве алкоголя в доступе, а в дисбалансе его стоимости. Бутылка водки не должна стоить дешевле бутылки вина. А сейчас она, зачастую, может стоить дешевле бутылки пива. А по соотношению цена/градус она, как минимум в 4 раза мощнее. И вместо того, чтобы стимулировать снижение цены на вино, пиво и другие гастрономические слабоалкогольные напитки, пытаться изменить стиль потребления с северного на южный, мы делаем вид, что боремся с алкоголизмом. Я приведу не очень релевантный пример, многие мне будут возражать, но… в СССР водка стоила 4.30. Или 86 поездок на метро. Или 1/30 зарплаты среднего работающего человека. Смотрим, что мы получаем из этого соотношения. Если водка стоит 300 рублей, то зарплата человека, которой ему хватает на жизнь, как в СССР, должна быть всего 9000. Верите? А теперь перейдем ко второму соотношению. При стоимости проезда в метро 62 рубля, бутылка водки должна стоить 5332 рубля, а зарплата среднего работника – 159 960. Вот теперь с зарплатой вроде все стало на место, но что происходит с водкой? Она, почему-то, стоит 4,8 проезда на метро или, если такое соотношение было бы возможным, в СССР она бы стоила… 24 копейки за поллитра! Не возникает ощущения, что в приведенных мной цифрах одна неправильная? И это – нынешняя стоимость водки.
Мне многие будут возражать, что мы погрязнем в самогоноварении, что люди будут травиться суррогатом и т.д. А сейчас у нас никто не гонит? И суррогатами не травятся? Я с самого начала предложил не путать клинический алкоголизм и гастрономическое употребление алкоголя. В том же приснопамятном СССР самогоноварение являло собой состав уголовного преступления, а народ легко травился политурой, тормозной жидкостью и одеколонами. Пик безобразия на алкогольном рынке возник в момент исчезновения в принципе легальных спиртных напитков. Понимаю, что подобное одномоментное подорожание приведет к бессмысленному и беспощадному бунту, можно повышать цены не в соответствии с инфляцией, а опережающими темпами. Принять соотношение, что бутылка водки должна стоить не менее 30 поездок на метро и на этом временно успокоиться.
Подобное развитие ситуации резко изменит ситуацию не только с акцизами, но и с соотношением цена/градус. Можно даже принять, что оно сохранится в части градусов, т.е. вино должно стоить около 465 рублей. Как оно сейчас, примерно и стоит.
Эта ситуация, конечно, утопична. Но это Путь. Если мы найдем в себе силы изменить ситуацию, то появятся деньги на лечение не только алкоголиков, но и на пропаганду здорового образа жизни. А если мы еще разрешим, например, употребление пива на стадионах, рекламу алкоголя – то дадим шанс еще нескольким отраслям на развитие без привлечения государственных денег.