Я для себя «это» открыл (см. тут) зимой 2000-2001 года. Опубликовал в 2003. Автор https://yasko.livejournal.com/338140.html 16 февраля 2011 «этого» не прочёл, а вот Кира Долинина к 4 июня 2018 сего yasko вполне прочесть могла и потому и написала так относительно жёстко:
«У Петрова-Водкина есть портрет Ленина (1934). Тоже еще тот упырь получился, но, вот ведь странно, он живее всех его же чистеньких командиров РККА и праздничных рабочих вместе взятых» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=49).
Ибо, как вывел yasko, в 1934 году Петров-Водкин этим портретом предсказал сталинские репрессии, что случились после убийства Кирова в 1934 году.
Для доказательство yasko сослался на слова Петрова-Водкина:
«...мне хотелось дать Владимира Ильича живым - дать уютную обстановку, где он сам с собой. Он, конечно, читает Пушкина, а затем ляжет спать. Я даже придумал, что ему дать читать. Это "Песни западных славян", так как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно и остро…».
Затем yasko обрисовал жуткую перспективу результатов культа личности Сталина, развившегося с 1934 года, а потом полностью процитировал первую песню «западных славян», «Видение короля». Жуткую. При этом отнёсся к жути, как к образному смыслу, вложенному Пушкиным в стихотворение в качестве единственно возможного смысла, совпадающего с известной Пушкину действительной трагической историей юго-западного славянства.
В качестве живописного доказательства жуткого предсказания yasko берёт у одного автора отсутствие окон в картине и зажатость Ленина коричневым столом.
Если отвлечься от нацеленности моей критики на Киру Долинину, то есть свежее и сильнее доводы антисоветскости Петрова-Водкина в этом портрете – у Григория Брускина в книге «Клокочущая ярость: Революция и контрреволюция в искусстве» (2021).
1) Расположение карт за спиной Ленина такое, что угадывается крест. 2) Кресло, на котором сидит Ленин, не обычный венский стул, который он любил, а точно то, что в иконе «Спас в силах» (1500) Дионисия. 3) Тень от головы Ленина резкая, как от близкого источника света, тогда как другие тени мягкие, как от удалённого источника света. Что создаёт эффект осиротевшего церковного оклада.
Брускин делает антисоветский вывод:
«…художник снял оклад с иконы. Отреставрировал. Осветил.
И обнаружил Антихриста!
С разъехавшимися до ушей монгольскими глазами» (https://iknigi.net/avtor-grigoriy-bruskin/218611-klokochuschaya-yarost-revolyuciya-i-kontrrevolyuciya-v-iskusstve-grigoriy-bruskin/read/page-4.html).
И тем дезавуирует приспособленчество Петрова-Водкина в лепете про «ляжет спать». Акцентируя ужасность «Песен западных славян». Ленин, мол, занял место Бога.
Тогда как он буквально не занял и даже отстраняется от сиротства оклада (от его левого глаза до левого уха гораздо меньшее расстояние, чем от его правого глаза до его правого уха).
Я могу мотивировано опровергнуть, что нарисовал Петров-Водкин, что открыта книга на «Песнях западных славян». Это какая-то книга, где Пушкин лишь одни из авторов. Да, она открыта на Пушкине. Даже без увеличения видно, что первое слово вверху – Пушкин. Под ним заглавие из двух слов. И под этим начинаются стихи. Так вот в «Песнях западных славян» под названием идёт «Предисловие». И оно – прозаическое.
Но я не буду за это цепляться. У правой руки Ленина в голубой обложке книга, на которой легко прочитывается: «СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА».
И Петров-Водкин не зря заговорил про «Песни западных славян». Я смею думать, что он их правильно понял, а не «в лоб», как антисоветчики yasko и Григорий Брускин. Ибо тонкий человек знает то, что открыл Выготский и что могли б знать все с 1965 года: что «сказано» у поэта (и художника) неприкладного искусства не то, что читают ваши глаза в книге или рассматривают ваши глаза на картине.
Вот словом «это» в начале статьи я сие и имел в виду. А именно, что художественный смысл «Песен» (каждой и всех вместе) – если одним словом – неопределённость.
А не предсказание сталинских массовых репрессий.
Которые, как теперь выяснилось, были клеветой на Сталина сперва Хрущёва, а потом тех, кто клюнул на идею дивергенции социализма с капитализмом, являвшуюся заманухой для реставрации капитализма, минимум, и устранения России с политической карты мира, максимум.
11 сентября 2024 г.