Итальянская кинозвезда Вирна Лизи в 60-е годы была одной из самых красивых актрис мира. Выдающиеся внешние данные в ее случае сочетались с очевидным актерским талантом, поэтому не приходится удивляться, что ее часто приглашали сниматься в Голливуде, как других итальянских звезд - Д.Лоллобриджиду, С.Лорен и К.Кардинале.
С учетом всех этих факторов Вирне Лизи было вполне по силам повторить успешные карьеры итальянских кинобогинь, но Лизи этого сделать не удалось.
Она много снималась – за 60-е годы на экраны вышло около трех десятков картин с ее участием. Актриса работала с такими режиссерами как Пьетро Джерми, Луиджи Дзампа, Мауро Болоньини, Паскуале Феста Кампаниле.
В американских фильмах ее партнерами были такие звезды как Джек Леммон, Тони Кертис, Фрэнк Синатра и Энтони Куин, в итальянских – Витторио Гассман, Марчелло Мастроянни, Нино Манфреди, Альдо Фабрици, во Франции она снималась с Аленом Делоном и несколько раз с Бурвилем….
Все это позволяло ей сохранять статус звезды кино, но не помогло подняться на звездный Олимп и встать рядом с Лоллобриджидой, Лорен и Брижит Бардо.
В итоге, как только актерская карьера Вирны к середине 70-х застопорилась, про нее быстро забыли. Поскольку она не ушла из кино и время от времени появлялась на экране, кинообщественность иногда вспоминала, что есть такая актриса и вручала Лизи какие-нибудь премии.
Ответ на вопрос: почему Вирна Лизи не смогла стать такой же суперзвездой экрана, как Джина Лоллобриджида или Софи Лорен, достаточно прост. Ей не хватило самой малости – подходящих для нее ролей и фильмов.
Кинобогини не появляются из ничего. Чтобы актрису признали таковой, нужны не только заметные роли в картинах, которые полюбили зрители. Еще более важно, чтобы в биографии актрисы были те киноленты, которые стали сенсациями во время их появления.
В случае Лоллобриджиды такими были блокбастеры «Фанфан-тюльпан» (1952) и «Хлеб, любовь и фантазия» (1953), вспышка сверхновой звезды Брижит Бардо произошла после «И Бог создал женщину» (1956), Клаудия Кардинале стала узнаваемой во всем мире, когда за один 1963 год сыграла в «Розовой пантере», «Леопарде» и «8 ½».
В биографии Лизи нет ничего подобного. На ее счету несколько популярных в Италии фильмов, но не было ни одного кассового блокбастера. Три картины с участием Лизи собрали приличную аудиторию во Франции, но они тоже не стали сенсацией. Ее дебют в Голливуде был достаточно удачным, но в дальнейшем ее американские фильмы не пользовались успехом у зрителей.
Чтобы мое утверждение не выглядело голословным, я быстро пробегусь по фильмографии Вирны Лизи, по ее главным фильмам в 50-е – 60-е годы.
…Вирна Пьерализи родилась в 1936 году (она была всего на два года младше Софи Лорен). Интересно, что родители хотели назвать дочку Сирия (по названию страны), но под таким именем ее отказались регистрировать, поскольку в те годы Италия с Сирией не очень дружили.
Получив отказ, папа тут же придумал дочке имя Вирна (похоже, папаша у нее был большой оригинал!). Ранее в Италии так детей не называли.
Уже в 19 лет Лизи стала достаточно известной актрисой на родине. В этом возрасте она сыграла одну из главных ролей в подростковой картине «Восемнадцатилетние» (1955) на пару с другой восходящей звездочкой Маризой Аллазио и отметилась в небольшой роли испуганной красотки в достаточно интересном французском фильме с Бурвилем и Бернаром Блие «Гусары» (несколько напоминающим «Фанфан-тюльпан»).
Первый был успешен в Италии, а второй – во Франции.
20-летняя Вирна сыграла главную роль в драме Франческо Мазелли «Женщина – сенсация дня» (1956). Кино по сегодняшним меркам выглядит устаревшим, но нельзя сказать, что это плохой фильм. У Вирны в нем весьма сложная драматическая роль, с которой она, на мой взгляд, вполне справилась. Проблема в том, что в Италии его не заметили.
В конце 50-х – начале 60-х у Лизи приняла участие в достаточно успешных итальянских фильмах: комедии с Альдо Фабрици «Солдат с половиной» (1960), пеплуме «Ромул и Рем» (1961) и еще одной комедии с сомнительным названием «Пять моряков для ста девушек» (1961).
Но эти простенькие картины не вывели карьеру Лизи на новый уровень. Они годились лишь для того, чтобы публика не забыла про молодую звезду.
В 1960 году Вирна вышла замуж за архитектора Франко Пеши (ее единственный брак продлился 50 лет, что для кинозвезд нехарактерно), а в 1962-м родила ребенка.
Беременность и роды несколько притормозили развитие ее карьеры (после замужества Лизи поначалу хотела бросить кино), но в 1963 году вышли сразу несколько фильмов, которые наконец-то позволили Вирне Лизе стать настоящей звездой в Европе и привлекли внимание к ее персоне в Голливуде: «Черный тюльпан», «Веские доказательства» и «Самый короткий день».
«Самый короткий день» вызвал интерес в Италии, французская судебная драма «Веские доказательства», где играл Бурвиль – во Франции, а французско-итальянский «Черный тюльпан» имел хорошие сборы во всех главных европейских странах.
«Веские доказательства» и «Черный тюльпан», поставленные одним режиссером - Кристиан-Жаком, были также в советском прокате. Но если первый фильм посмотрело немного зрителей (13 млн), то второй собрал гигантскую аудиторию (47,8 млн).
Казалось бы, при таком интересе к фильму Вирна Лизи должна быть хорошо известна в Союзе, но я никогда не слышал этого имени! Я приобщился к просмотру кино чуть позже – в начале 80-х, но хорошо знал о кинозвездах прошлых лет – даже тех, которых не видел в кино (например, Мишель Мерсье, чье имя было известно всем и каждому из-за ее «Анжелики»). Лизи в этот список звезд не входила.
Мне кажется, дело здесь в том, что «Черный тюльпан» – это фильм Алена Делона. 26-летняя Вирна была там очень хороша, но целых два Делона (он сыграл двух героев) совершенно затмили одну Лизи. Делон был постоянно в кадре (то один, то с собой на пару), а Вирна на экране появлялась не очень часто.
Уместно сравнить роль Лизи в «Черном тюльпане» с аналогичными ролями в фильмах «плаща и шпаги» Джины Лоллобриджиды (в «Фанфан-тюльпане», который снял тот же Кристиан Жак) и Клаудии Кардинале (в «Картуше» Филиппа де Брока).
Джина в первом фильме воспринималась практически равноправной партнершей Жерара Филипа, а в «Картуше» героиня Клаудии почти не уступала по значимости персонажу Бельмондо. Это не просто картины, где они сыграли большие роли – это «их фильмы». Неудивительно, что у обеих итальянок они считаются одними из главных в их фильмографиях. «Черный тюльпан» не стал таковым для Лизи.
Для Вирны таким мог стать фильм из сериала о Джеймсе Бонде – «Из России с любовью», в котором ей предложили сыграть роль «девушки Бонда» (в итоге ее исполнила Даниела Бьянки). Подобная роль сделала звездой Урсулу Андресс, появившуюся в первом фильме об агенте 007. Но Лизи отказалась от роли «девушки Бонда», о чем в дальнейшем жалела.
Как бы то ни было, но Голливуд дал Лизи еще один шанс стать мировой звездой. Компания Paramount подписала с ней 7-летний эксклюзивный контракт. При удачном стечении обстоятельств 28-летняя Вирна могла стать «главной блондинкой» в Голливуде, заменив недавно ушедшую из жизни Мэрилин Монро и 42-летнюю Дорис Дэй, которая в последние годы блистала в ромкомах, но в силу возраста не могла делать это бесконечно.
Первым американским фильмом Вирны стала комедия с Джеком Леммоном «Как пришить свою женушку» (1964). По сюжету фильма героиня Лизи впервые появляется перед зрителями в открытом купальнике, вылезая из праздничного торта на вечеринке.
Трудно было придумать лучший способ, чтобы эффектно представить американскому зрителю новую кандидатку в звезды комедии!
В целом картина получилась достаточно смешной и не глупой, показав весьма приличные результаты в прокате США и Италии. Лизи в ней играла итальянку, но поразительно напоминала Мэрилин, которая исполняла похожие роли красивых блондинок.
Вирна Лизи почти сразу закрепила свой дебютный успех в Голливуде ролями на родине в популярных комедиях «Дамы и господа» (1965) Пьетро Джерми и «Девственница для принца» (1965) П. Ф.Кампаниле.
Первая – это злая сатира Джерми на современное «порядочное общество». Хотя «Дамы и господа» - комедия, Лизи исполнила в ней достаточно сложную драматическую роль. Актриса не получила за картину никаких премий, но сам фильм удостоился главного приза в Каннах в 1966 году.
Вторая картина – чистый водевиль, действие в котором происходит в Средневековой Италии. Герою Витторио Гассмана – принцу одного из итальянских государств перед женитьбой на невесте из Флоренции родители невесты устраивают экзамен на его сексуальную состоятельность. Вирна Лизи здесь играет «девственницу», которая помогает принцу во время экзамена…
В 29 лет она была несколько старовата для роли, но фильм держался на Витторио Гассмане, а от Лизи требовалось лишь ассистировать ему в заключительной части фильма, изображая наивную красотку.
1965 год - это был пик карьеры Вирны Лизи. В следующем году вышли два ее американских фильма, но оба оказались неудачными.
В «Только не с моей женой, не смей!» партнерами Лизи были Тони Кертис и Джордж К.Скотт. Создатели делали романтическую комедию, но она получилась не смешной и затянутой. По итогу я бы отнес ее к мелодраме, притворяющейся комедией.
Хуже всего то, что актеры толком не понимали, в каком фильме они играют. Кертис думал, что он в комедийном фильме, Лизи снималась в драме, а Скотт так и не разобрался, на съемочной площадке какого проекта он оказался….
«Нападение на «Королеву» - боевик с Фрэнком Синатрой. Лизи играет в нем подельницу героя Синатры, которая в чисто мужской компании совершает нападение на подводной лодке на большое судно. Начало у фильма было достаточно обнадеживающим, но последующие события в кино свидетельствуют о слишком буйной фантазии сценаристов, которую зрители не оценили.
Между тем в 1966 году Лизи исполнилось тридцать лет. Часики тикали. Ей срочно нужен был большой успех, который, к сожалению, так и не пришел.
В конце 60-х у нее еще было несколько заметных фильмов («Нежные синьоры» (1967) Л.Дзампы, «25 час» (1967) А.Вернейя), но не более того. В 1968 году она разорвала свой контракт с Paramount, разругавшись с продюсерами. И хотя в дальнейшем она периодически появлялась в американских фильмах, они не стали событиями в мире кино.
Еще несколько лет Вирна Лизи активно снималась, но она так и не получила таких ролей, которые бы изменили ее актерскую судьбу. Все чаще она стала исполнять небольшие роли, а иногда и микро-роли – как в комедии «Если сегодня вторник, то это должно быть Бельгия» (1969). После итальянского фильма «Возвращение Белого Клыка» (1974) Вирна сделала перерыв на 3 года.
Дальнейшая карьера Вирны Лизи – это карьера актрисы, а не звезды. Она стала тщательно выбирать проекты, предпочитая работать с хорошими режиссерами (Л.Кавани, А.Латтуада, Д.Ризи, Л.Коменчини). Пусть их фильмы редко делали кассу, но на них обращали внимание кинокритики, и Вирну стали номинировать на престижные премии.
Она получила три главных итальянских кинопремии «Давид ди Донателло» (1980, 1982, 1996), а за роль в «Королеве Марго» (1994) Патриса Шеро ей вручили «Сезар» и премию Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль второго плана.
Вирна очень красиво старела и периодически снималась в сериалах почти до самой своей смерти в 2014 году, в возрасте 78 лет.
Напоследок необходимо сказать несколько слов о внешности Вирны Лизи. Я полагаю, что в ее случае вполне допустимо сказать, что она была слишком красивой! Из-за своей аристократичной внешности ей не подходили очень многие роли в итальянском кино.
Она в принципе не была похожа на типичную итальянку, поэтому не могла исполнять роли простых итальянок – те роли, на которых сделали себе карьеру Софи Лорен и Джина Лоллобриджида. В одном из интервью она себя назвала немкой, не уточняя почему – но судя по ее лицу, у нее вполне могли быть немецкие предки.
Теоретически с ее внешностью ей было легче получить хорошие роли в Голливуде, а не в Италии, но роман Лизи с Америкой не сложился, хотя начинался весьма многообещающе.
Если немного пофантазировать, то я бы предположил, что судьбу Вирны Лизи в итальянском кино мог бы изменить Серджо Леоне, которому на главную роль в «Однажды на Диком Западе» (1968) требовалась красавица в возрасте около тридцати, которая была бы убедительна в роли благородной леди с сомнительным прошлым. Вирна по своему типажу вполне бы подошла для этой роли, но Леоне отдал ее Клаудии Кардинале.
В результате фильм, который стал кассовым блокбастером в Западной Европе, настоящим «Титаником» конца 60-х, проплыл мимо Лизи. И удивляться этому не приходится. Почти все стоящие роли тех лет в итальянском кино проходили мимо Вирны Лизи.