Водородный автомобиль – пережиток прошлого или прогрессивное экологичное решение? Могут ли хорошо забытые старые технологии стать двигателем прогресса в автомобилестроении? Давайте разбираться!
Что такое водородный автомобиль?
Это авто, который ездит на водороде (Н2). Казалось, бы отличная альтернатива бензиновым и дизельным машинам. Однако такие авто все еще не стали популярны. Почему? С одной стороны, водород – отличный вид топлива, как минимум, по трем причинам:
- Экологичность. После его использования остается только вода.
- Доступность. Добыть такое топливо проще, чем нефть;
- Скорость заправки. Как и в случае с бензином процесс займет считанные минуты.
С другой стороны, это самый взрывоопасный газ в мире! Не зря в свое время от его использования в качестве топлива отказались. Еще в 1920-х годах дирижабли передвигались благодаря именно этому веществу. Но из-за высокой взрывоопасности Н2 со временем перестали применять. Произошло это после взрыва гиганта «Гинденбурга» в 1937 году. В результате трагедии погибло 36 человек.
Может ли водородный авто быть безопасным?
Высокой степени безопасности добиться так и не удалось. Но существует вариант относительно безопасного водородного авто.
Начнем с того, что существует два варианта водородных машин:
- С ДВС, который вместо бензина работает на Н2;
- С двигателем, работающем на топливных элементах. Именно этот вариант считается перспективным и менее опасным.
Автомобиль на водородных топливных элементах
По сути это тот же электромобиль, только в данном случае электроэнергия черпается не из внешних источников, а из топливных элементов. Они представляют собой две камеры: анод и катод. Между ними расположена мембрана. Элементы покрыты ценными металлами, которые становятся катализаторами. Происходит реакция гидролиза, в результате которой водород превращается в водяной пар. При этом выделяются свободные электроны, которые поступают в электрическую сеть машины.
Почему водородные авто не популярны?
Основная проблема – это высокая стоимость эксплуатации таких машин. Практика показывает, что проехать 1 км в данном случае стоит на 50% дороже, чем на обычном авто с ДВС. Дело в том, что запасы Н2 на земле – огромные, но вот, чтобы получить это вещество в чистом виде понадобятся немалые финансовые вложения.
По подсчетам иностранных экспертов установка водородной заправочной станции обойдется примерно в 1 млн фунтов стерлингов, что эквивалентно почти 120 млн рублей. Для сравнения открытие обычной АЗС оценивается в сумму от 5 млн рублей.
Есть и другая проблема. Для работы станции заправки потребуется энергия. Не всегда она будет получена экологичным способом.
Каковы перспективы водородных авто?
За рубежом такие машины уже используются. В основном речь идет об общественном транспорте. Кроме того, некоторые автопроизводители планируют работать с данной технологией при выпуске легковых машин. Например, в BMW заявили о своих планах запустить продажи водородных автомобилей в 2028 году. Платформу таких транспортных средств бренд разработал совместно с Toyota.
Однако, председатель правления компании BMW Оливер Зипсе отмечает, что массовое производство легковых машин, передвигающихся с помощью Н2, маловероятно.
Таким образом, идея водородных авто имеет много сложностей в реализации. На данный момент она вряд ли начнет активно воплощаться в жизнь.
Поделитесь в комментариях, хотели бы вы приобрести экологичный автомобиль и какой?