Беседа 7.
РЕБЕНКУ – ШЕСТЬ ЛЕТ.
Наступил третий год обучения. Учитывая физиологические особенности шестилетних детей, о которых мы говорили выше, они уже в состоянии анализировать получаемую информацию, раскладывать ее на составляющие
элементы, самостоятельно выделять непонятные фрагменты с целью в дальнейшем обратить на них дополнительное внимание самим или с помощью тренера. Это дает им возможность запоминать сложные пространственные схемы, какими по сути дела и являются приемы. То есть, дорогие родители, наступает время приемов. Как правило, это вызывает особый энергетический и психологический подъем у детей, ибо именно с приемами они связывают всю красоту и эффектность выбранного ими вида боевых искусств. Не будем их разочаровывать, тем более, что по большому счету они правы.
Однако, опытный тренер сразу должен дать понять юным ученикам, что приемы в айкидо – это не совокупность простых движений, многие из которых они уже изучили и успешно выполняют. Техника выполнения приемов подчиняется определенным техническим принципам, которые в доступной форме он должен объяснить и продемонстрировать на практике.
Прежде всего, стойка. Нет сомнения, что тренер еще в прошлом учебном году объяснил и показал правильную стойку, которую должен принимать ученик перед выполнением того или иного элемента техники, к примеру, передвижения, повороты и т.д. Но прием – это парное упражнение: один нападает, другой защищается. К позиции готовности добавляются дополнительные требования: стойка готовности (камаэ) переходит в боевую стойку (ханми), расстояние между партнерами – оптимальное, или как это звучит в японской терминологии, гармоничное (ма-ай), ученики контролируют центр тяжести партнера. Ну-ну-ну, родители, не закатывайте глаза, ваши дети уже все прекрасно понимают, ведь им уже по шесть лет.
Безусловно, степень понимания детьми зависит от, как говорят в высших учебных заведениях, способа подачи материала, но в данном случае тренер
просто обязан донести до своих учеников эти основополагающие понятия, иначе изучение приемов для наших маленьких айкидок превратиться в бесцельное толкание, хаотичные передвижения и неуклюжие переступания с ног на ногу. Кстати, с каждым годом количество этих основополагающих понятий, то есть технических принципов, будет увеличиваться, но на данный момент достаточно отмеченных выше.
С какого приема начинать, в какой позиции должны находиться партнеры,
какой вид атаки выбрать, должен определить сам тренер, но, думается, его выбор будет диктоваться программой следующего экзамена, намеченного, как мы уже говорили, на декабрь текущего учебного периода. Эта программа, так же, как и программа следующего майского экзамена, должна включать в себя, помимо хорошо уже известных индивидуальных движений и упражнений (чтобы не забывались), несложные приемы, обязательно связанные с бросками, где ученики должны продемонстрировать умение страховаться при падении.
Основные цели изучения приемов на этом этапе обучения – это умение принимать правильную позицию, грамотно взаимодействовать с партнером, правильно выполнять страховки (укэми). Вряд ли стоит ожидать от учеников в их возрасте отточенных действий, но такова практика айкидо – каждая ступень мастерства должна последовательно привносить в технику выполнения приемов свои критерии точности, быстроты и непринужденности. Не будем, как мы уже говорили, «перегонять время», дорогие родители. Известный японский мастер айкидо Мицуги Саатомэ писал в своей книге «Принципы айкидо»: «Так же, как альпинист достигает вершины горы шаг за шагом, вы должны шаг за шагом развивать свою технику».
Итак, в нескольких последних беседах ваш собеседник попытался отобразить некую структуру тренировочного процесса для самых маленьких учеников в возрасте от 4-х до 6-ти лет включительно, избегая при этом, насколько это было возможно, сугубо технических аспектов этого процесса. Не оши-бусь, если скажу, что подавляющее большинство родителей, отдавая свое чадо в секцию айкидо, слабо представляют, чем же конкретно будет зани-маться их ребенок в течение этих трех, самых волнительных, непредсказуе-мых, но таких обнадеживающих лет. Оправдаются ли их надежды на то, что их ребенок станет не только здоровее и сильнее, но и смелее, увереннее, решительнее и энергичнее? Хочется верить, что, раскрыв некоторые тайны тренировочного процесса, ваш собеседник убедил даже самых осторожных мам и пап, что при соблюдении определенных условий (а мы их подробно обсудили) так и будет, будет обязательно.
Но вернемся к началу наших бесед. Хочу напомнить, дорогие родители, один абзац: «Что, в конце концов, дают тренировки в секциях единоборств? Силу, силу, смелость, уверенность в себе? А, может, характер, выдержку, дисциплину? А как быть с вежливостью, уважением к старшим, благородством, ответственностью, гуманностью?». А что, действительно, ведь мы, совершенно не коснулись других ипостасей человеческой личности, связанных с морально-этическими и нравственными качествами человека.
– А не рано ли обсуждать эти качества в отношении таких маленьких детей? – спросит скептический родитель.
А давайте порассуждаем … В качестве некоторой основы для нашего предстоящего разговора предложу описание своего личного опыта в этом плане и некоторые исторические экскурсы. Согласны?
Продолжение следует.