Ко мне обратилась знакомая, с вопросом: "Ребёнок грызёт авторучки, нормально ли это?" Когда я работал педагогом-психологом в школе, то замечал, что некоторые ученики берут в рот карандаши и авторучки и обсасывают их. А некоторые не просто обсасывают, а грызут. Особенно заметно это было при переходе из младшего учебного звена в среднее. Причем от года к году их количество увеличивалось. Среди учащихся пятого класса в 2014-2015 году таких детей было 1-2 человека на класс, а к 2019 году их количество составляло уже примерно 10-12 человек. Встречаясь с этой проблемой родители реагируют по-разному: не обращают внимания, считая, что само пройдёт с возрастом; пытаются отучить от вредной привычки; беспокоятся и пытаются разобраться в ситуации.
Существует два подхода в разрешении данной ситуации:
1. Это следить за ребёнком, напоминать, что не нужно этого делать, использовать специальные накладки на карандаши и ручки, специальные приспособления. Например, резинки, которыми ребёнок хлопает себя по руке каждый раз, когда забудется и возьмёт что-то в рот. Внимание направлено на борьбу с этим действием.
2. Подход связан с пониманием причины, которая стоит за этим явлением. Нередко разгрызание предметов- это способ справиться с излишним эмоциональным напряжением и если этот способ убрать, то напряжение может найти выход в другом месте. Внимание в данном случае направлено на поиск причин, по которым это может происходить. Действия детей воспринимаются как симптомы, которые в сути своей имеют позитивное значение. Они носят приспособительный характер к условиям окружающей среды. Ребёнок не имеет возможности, так же как взрослый повлиять на ситуацию, он к ней приспосабливается. Наложив запрет, мы отнимем у него возможность справляться с ней. В результате может возникнуть другой способ или напряжение будет копиться, что может привести к другим нежелательным последствиям.
Рассмотрим основные причины этого явления:
- В возрасте до двух лет, это абсолютно нормально. Ребёнок, исследуя окружающий мир берёт в рот, как съедобные, так и несъедобные предметы.
- Нехватка микроэлементов в организме. Устраняется это обращением к врачу - терапевту, сдачей анализов и назначением препаратов, содержащие недостающие элементы.
- Психическое заболевание. В таком случае это один из симптомов. Встречаются другие странности поведения, которые и заставляют беспокоиться родителей: повышенная тревожность, навязчивое поведение, проблемы со сном и др. Иногда может сочетаться с умственной отсталостью.
- Состояние эмоционального напряжения и тревоги. Это может быть связано с обстановкой в семье. Развод, болезнь или смерть близкого человека. При этом члены семьи могут и не обсуждать эту тему, тщательно обходя её, чтобы не навредить ребёнку, в результате возникает напряжение, которое как раз он и чувствует. Повышенные учебные нагрузки, переход в следующее учебное звено, могут вызвать повышенное эмоциональное напряжение. Личная ситуация ребёнка, отношения с одноклассниками, учителями и сверстниками.
- Привычка. Да, это может быть просто привычка, которая не имеет под собой никакой основы. Например, задумываясь о чем-то ребёнок, неосознанно может брать в рот карандаш или ручку.
Как мы видим, причины этого явления могут быть самые разные. И если что-то в поведении вашего ребёнка вас настораживает, это не повод для паники, а повод присмотреться к ребёнку (или подростку), поинтересоваться, что происходит у него в жизни. Хорошо, если у вас наложен хороший контакт с ребёнком, это поможет ненавязчиво в разговоре или игре узнавать события из его жизни и оценивать его общее состояние. В случае, если Вам не удастся разобраться самим в этой ситуации, вы всегда можете обратиться за консультацией к специалисту.
Автор: Шапилов Роман Викторович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru