Найти тему
barashe_haha

Отношения и их динамика в литературе

Оглавление

Осень, пока солнышко, но это пока, зима близко, а настроение у меня почему-то сентиментальное. Так и хочется налить кофе, залезть под пледик и читать любовные романы под тишину не идущего дождя. И всё же переманиваю себя на что-то серьёзное, философское и драматическое.

На днях, бродя по просторам интернета, я прочла несколько стихотворений Веры Полозковой. Давно уже следила за этой поэтессой, её стиль и работы мне очень нравились, когда они мелькали в ленте социальных сетей. И я решила сделать то, что не делала со времён уроков литературы в школе: проанализировать стихотворения. Только делать я это буду в свободной форме: не искать эпитеты и метафоры, а сравнить темы нескольких произведений и немного поразмышлять о динамике отношений между людьми. Сначала пробегусь по материалу, на котором основываюсь, а потом небольшой разбор.

Из большого списка взяла две работы, которые как бы противопоставляются друг другу:

Пайпер Боул

Именно это стихотворение вдохновило меня на написание этого поста. Не уверена насчёт работы авторских прав на Дзене, надеюсь, ничего криминального я не совершаю. Просто хочу познакомить читателей с прекрасной поэтессой. Ссылку на работы оставляю тоже, на всякий пожарный.

https://vk.com/wall-147174_99028
https://vk.com/wall-147174_99028

Кто у нас тут есть:

  • Пайпер - замужняя женщина. Несчастлива в браке и грезит о молодом парне;
  • Мальчик Пайпер, "олененок" - любовный интерес Пайпер, годящийся ей в сыновья и грезящий о миллионах. Явно не первый и не последний любовник героини;
  • Ричард Боул - муж Пайпер, испытывающий проблемы в карьере и иронично относящийся к интрижкам жены;
  • Ким - подруга Пайпер, спортсменка, комсомолка и просто красавица, спит с мальчиком Пайпер.

Любовный квадрат замыкается, Пайпер узнаёт о предательстве и плачет, а действительно любящий её Ричард успокаивает супругу.

Говард Кнолл

http://kornetka.ru/bliki/polozkova/polozkova_76_.php
http://kornetka.ru/bliki/polozkova/polozkova_76_.php

Говард Кнолл - гений, миллиардер филантроп (в каком-то смысле). Очень красив, недостатка в девушках не испытывает, но в какой-то момент понимает, что саму ценность встреч перестаёт ощущать, потому что все идут к нему без каких-либо усилий с его стороны.

"Театр" Сомерсета Моэма

В качестве поддержки самой себе я также прочла популярный роман английского писателя Сомерсета Моэма "Театр". Сильно удивлюсь, если Вера Полозкова не ориентировалась на него при написании стихотворений. Мне кажется, аналогия с первым уж точно очевидна и на сюжетном, и на лексическом уровне. Пайпер называет своего мальчика "Олененок", а Джулия всех мужчин, кем умудряется манипулировать - "ягненочек".

Итак, о чём книга? Осторожно, дальше спойлеры!

Джулия Ламберт - очень талантливая и известная актриса. Она замужем за Майклом Госселеном, актёром без особого таланта, которого любили исключительно из-за его привлекательной внешности. Для Джулии это самый красивый мужчина в Лондоне, но любили ли они когда-нибудь друг друга?

Их отношения начались со страсти, но Джулия подозревала, что она любит Майкла больше, чем он её. Затем Майкл повзрослел, и актриса перестала чувствовать к нему былое животное притяжение, в то время как Майкл наоборот по уши влюбился в девушку. Затем актёр стал антрепренёром и увлёкся деловой стороной театра, видя в своей пассии самую талантливую артистку всех времён и народов.

Том Феннел - молодой бухгалтер, поклонник таланта Джулии. По стечению обстоятельств между ними завязывается роман. Джулия очарована его молодостью и страстью, что позволяет ей почувствовать себя снова желанной и живой. Однако их отношения полны манипуляций: Джулия контролирует Тома своими властью и деньгами, но вскоре осознает, что Том тоже использует её, чтобы подняться по социальной лестнице и завести связи в театральных кругах.

Всё совсем меняется, когда Джулия узнает, что Том начал роман с молодой актрисой Эвис Крайтон. Это событие подрывает её уверенность, заставляет почувствовать себя брошенной и ненужной. Она переживает болезненный кризис, сомневаясь в себе и своей привлекательности. В этот момент Джулия осознает иллюзорность своих ожиданий и отношений, что приводит к переосмыслению её идентичности и жизни.

В конце романа Джулия возвращается к актерской игре с новой силой, осознавая, что театр и сцена — это её настоящая страсть и источник силы (при этом жестоко расправившись с Эвис. Хотите знать, как - советую прочитать эту замечательную книгу). Она осознаёт, что отношения часто являются игрой, где роли могут меняться, и её главная роль — быть блистательной актрисой, как на сцене, так и в жизни.

Роман растащили на цитаты примерно также, как он сам регулярно приводил изречения главных героев великих английских и французских произведений (для того, чтобы показать, что любые мудрые мысли Джулии могли быть просто дословным пересказом какого-либо отрывка спектакля прошлого). Приведу слова сына Джулии о матери:

Я бы любил тебя, если бы мог найти. Но где ты? Если содрать с тебя твой эксгибиционизм, забрать мастерство, снять, как снимают шелуху с луковицы, слой за слоем притворство, неискренность, избитые цитаты из старых ролей и обрывки поддельных чувств, доберешься ли наконец до твоей души?

Пройдусь по некоторым цитатам и свяжу их со стихотворениями выше.

"Ничего не поделаешь, люди редко бывают довольны тем, что они имеют, им подавай всё новое да новое, и так без конца"

И чего не сиделось этой Пайпер на месте? Любящий работящий муж, не так много женщин могут похвастаться таким. И всё равно мадам предпочитает алчного, холодного и ускользающего мальчика.

Или Говард Кнолл, меняющий женщин как перчатки и не желающий остановиться на одной. А что до Бет? Что-то роднит её с Пайпер.

И Джулия, у которой при живом-то муже было и с Майклом, и с бородачом в поезде, и с Томом, и чуть было ни с Чарльзом.

"Людям не нужен резон, чтобы сделать то, что они хотят. Им нужно оправдание"

Не секрет, что измены не приветствуются обществом и всячески осуждаются. Психология человека устроена так: чтобы не считать себя монстром - мы пытаемся оправдать себя.

Пайпер, например, думает, что брак не навечно. Что она хочет быть молодой и волочиться за малолеткой. Что у мужа проблемы, и зачем нужен такой муж.

Говард Кнолл оправдывает свой цинизм невозможностью иначе жить в обществе. С волками жить - по-волчьи выть.

Как оправдывается Джулия? Здесь сложнее. Наверно, своей безграничной властью и сумасшедшими способностями к манипуляции. Если мужчины такие дураки, почему ей, театральной королеве Лондона, этим не воспользоваться?

Заключение

Про отношения писали так много, что я даже не претендую на открытие Америки. Если здесь вы искали ответы на экзистенциальные вопросы - их тут не будет, я лишь новых неразрешимых дилемм могла подкинуть. Но всё равно, интересно ведь!

Надеюсь, у меня получилось познакомить читателей с творчеством Веры Полозковой, и, верю, кому-нибудь захочется прочитать или перечитать роман "Театр" Сомерсета Моэма. Даже с моим кратким пересказом он всё ещё сможет вас удивить.

Оставлю тему открытой