Обобщённый случай из практики работы. Часть 7
В современном мире достаточно много просвещённых людей в вопросах психологии и это что-то сродни душевному хобби. В этой связи можно с уверенностью сказать, что те из вас, кто читают данный пост скорее всего знакомы с информацией по механизму работы Треугольника Карпмана, где описаны деструктивные роли спасателя, жертвы, преследователя (тирана). Однако некоторые сейчас недоумевают от того, что спасатель может носить отрицательный контекст. А вот может и это проявление нисколько не лучше, чем два других.
В деле спасатель может демонстрировать себя разными способами, что наносит прямо или косвенно, резко или отсрочено разрушительный эффект, как себе, так и окружающим.
Каким образом? - спросите вы.
Проанализируем данный вопрос в деле.
1. Когда у человека в детстве был травмирующий эффект, вызванный определённым стилем воспитания, либо ему не хватило внимания, любви, понимания со стороны родителей, то формируется тревожный тип привязанности в параллели с синдромом хорошего человека (он же "Синдром отличника" или "сценарий "Без радости" - у разных учёных звучит по-разному, но суть одна).
Иными словами, сознательно ребёнок хочет заслужить внимание, получить любовь, чуткость и поддержку, поэтому бессознательно выбирает для себя путь делать много добра, стремиться учиться лучше, помогать по дому, нянчиться с младшими или ухаживать за больными, беря на себя порой неподъёмную ношу обязательств - лишь бы заметили и проявили соучастие. Однако обратная реакция чаще бывает односложной, поверхностной.
Постепенно данный паттерн поведения переходит в норму ежедневных поступков абсолютно со всеми людьми через угождение, безотказность, гиперопеку, взятие на себя БОльшего, чем есть возможность реализовать.
Итог - отсутствие возможности проживать собственную жизнь по личному усмотрению, профессиональное и эмоциональное выгорание, иногда даже личностную деформацию.
Кому нужен такой спасатель?
Конечно, окружающим через пользование, использование, а самому обладателю звания спасатель в определённое время и мир становится не мил. Он становится лишь обслугой чужих запросов.
2. Когда человек типа "добрый-предобрый добряш" выслушает, поймёт и даст кучу советов ради поддержки и помощи. Такой человек может быть даже и делает всё это искренне, однако - присмотритесь к нему! За его личиной спрятано тщеславие.
Итог - бессознательно такой "добряш" забирает у человека, которому помогает, свободу и взрослую позицию, он приходит в его жизнь для того, чтобы бессознательно самоутвердиться, типа "я сейчас сделаю, помогу, дам совет и мной будут восхищаться, говорить, какой я молодец и благодетель". Это ничто иное, как тешить своё эго, прокачивать гордыню. Откуда? Опять же из детства, только способ реагирования в этой ситуации был выбран иной.
Кому нужен такой спасатель?
Конечно, самому себе и только себе. А окружающие, которым он помог, так и не прокачали в себе самость, оставшись детьми. И самое страшное - такие психологически незрелые люди потом постоянно живут в ожидании принятия решения от какого то спасателя - этого или другого.
В этой связи хочется обратиться ко всем, кто понял смысл сказанного - нужно проживать в состоянии социальных ролей, таких как - мама или папа, дочь или сын, сестра или брат, работник, подруга или друг. Именно они позволяют соизмерить свои возможности и помощь, действовать в балансе "брать - давать".
Подумаем об этих мыслях ...
Екатерина Агафонова
Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог, Преподаватель вуза
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru