Камчатка — это край дикой природы, суровых вулканов, горячих источников и уникальных пейзажей, которые завораживают с первого взгляда. Но чтобы добраться до этих труднодоступных мест и увидеть их во всей красе, одного лишь наземного транспорта недостаточно. Здесь на помощь приходят вертолетные перевозки. Рассказываем, как резидент ТОР «Камчатка» повышает уровень туризма в регионе и делает путешествия к вулканам и гейзерам доступными и удобными.
Зачем Камчатке вертолеты: преимущества и нюансы этого вида транспорта
Камчатка славится своими горными массивами. Многие населенные пункты расположены в труднодоступных горных районах или на побережье, куда не ведут дороги и куда невозможно добраться на наземном транспорте. Вертолеты обеспечивают регулярное сообщение между такими пунктами, связывая их с Петропавловском-Камчатским и другими центрами полуострова. Это особенно важно для доставки продовольствия, медикаментов и других необходимых товаров в удаленные деревни и поселения.
Для туристов, которые приезжают на Камчатку, вертолеты открывают возможность быстро и комфортно добраться до самых живописных и отдаленных уголков региона — от вулканов и горячих источников до долины гейзеров и берегов Тихого океана. Вертолеты не зависят от качества дорог и готовы отправиться в путь даже в условиях, с которыми другие виды транспорта не справляются. Они незаменимы для экстренной эвакуации, если туристы попадают в сложные ситуации в труднодоступных местах.
Однако стоит помнить, что вертолетный транспорт на Камчатке имеет свои особенности.
- Полеты выполняются только в светлое время суток, так как вертолеты не оснащены ночным видением.
- Возможна повышенная турбулентность в горах из-за неравномерного нагрева склонов; пилотам следует избегать приближения к вершинам при облачности и ветре более 10 м/с.
- Полеты в туман запрещены из-за отсутствия необходимой видимости.
- Пассажиры должны строго соблюдать указания командира экипажа и все правила безопасности.
От небольшого логистического партнера до владельца крупнейшего вертолетного парка
Среди крупных компаний, которые занимаются вертолетными перевозками, можно отметить «Витязь-Аэро». Генеральный директор Виктор Сиротин поделился, что компания изначально была основана для поддержки туризма на Камчатке. Сам Виктор и многие члены его команды выросли в этом регионе и всегда искренне хотели способствовать его развитию.
Все начиналось в 2009 году с трех вертолетов. «Витязь-Аэро» обеспечивала связь между областным центром и удаленными заводами на Камчатке. С тех пор компания значительно расширилась и сегодня занимает важное место среди авиаперевозчиков региона. Для поддержания развития туризма, по словам Сиротина, необходимо привлекать путешественников с разных уголков страны и предоставлять им высокий уровень сервиса. Ежегодно для этого «Витязь-Аэро» инвестирует в улучшение своей инфраструктуры до 100 миллионов рублей.
Сегодня «Витязь-Аэро» владеет одним из самых крупных и современных вертолетных парков Камчатки. В его составе 23 вертолета моделей Ми-8 различных модификаций и Ми-2.
Виктор рассказал, что они применяют внешнюю подвеску, когда размеры груза превышают возможности размещения в фюзеляже или когда посадка в зоне погрузки и разгрузки затруднена. Такой подход используется для выполнения строительных и монтажных работ, позволяя существенно сократить время на выполнение задач в труднодоступных местах и быстрее предоставлять необходимую помощь. Виктор также отметил активное участие их команды в спасательных операциях вместе с Камчатским поисково-спасательным отрядом и медицинскими службами. Они занимаются тушением пожаров, поиском и эвакуацией пострадавших из удаленных районов Камчатки.
Помимо этого, у компании есть собственный заправочный комплекс. Решение о его строительстве было принято из-за того, что за год вертолеты «Витязь-Аэро» используют примерно 6000 тонн топлива.
Строительство взлетно-посадочной полосы и новые возможности
В сентябре 2023 года компания завершила значимый проект в партнерстве с КРДВ — строительство новой взлетно-посадочной полосы для малой авиации возле вертодрома в Николаевке. Эта грунтовая полоса, предназначенная для обслуживания самолетов моделей Л-410, Ан-28 и вертолетов Ми-8, значительно улучшит транспортную доступность региона, расширит возможности для внутренних и международных рейсов. Ожидается, что ее годовой пассажиропоток достигнет 40 тысяч человек. Инвестиции в строительство превысили 710 миллионов рублей.
Благодаря комплексному подходу удалось объединить наземную инфраструктуру с парком воздушных судов и вертолетов. В будущем планируется развитие сети маршрутов малой авиации, их интеграция с существующими аэродромами и аэропортами, чтобы обеспечить надежные и доступные перелеты для местных жителей и туристов.
Компания планирует строительство новых ангаров, парковок для самолетов и командно-диспетчерского пункта для управления взлетами и посадками. Также уже подписано соглашение с Уральским заводом гражданской авиации на поставку трех легких многоцелевых самолетов «Байкал».
Вертолетные прогулки к живописным уголкам Камчатки
Помимо пассажирских перевозок, одно из подразделений компании занимается организацией эксклюзивных туристических маршрутов по Камчатке. С вертолетами компании туристы могут посетить действующие вулканы, Курильское озеро, горячие источники и многие другие захватывающие места.
«Витязь-Аэро» поделились, что собой представляет день такого катания:
«Он включает пару часов в воздухе и до 12 спусков с общим перепадом высот около трех тысяч метров. Вертолет поднимает любителей экстрима на склон, затем улетает вниз, чтобы снова забросить их на вершину. За раз можно покататься на нескольких локациях. Маршрут может различаться, потому что гиды подбирают места для спуска, учитывая лавинную обстановку и степень подготовки туристической группы».
Помимо этого, как говорит генеральный директор компании, часто на экскурсии приводят школьников. Это отличный шанс для ребят почувствовать себя настоящими пилотами — посидеть в кабине машины, надеть гарнитуру и наушники. Члены команды рассказывают, как проходят ремонтные работы воздушных судов, включая замену двигателей и другие технические процедуры.
В ожидании экскурсии или после насыщенного дня гости могут расслабиться в зале ожидания. Для всех туристов доступны кафе и бесплатный Wi-Fi, а участникам VIP-туров предлагается воспользоваться отдельным бизнес-залом и заказать блюда из особого меню.
Посетителям бизнес-зала предоставляется привилегия приоритетной посадки в вертолет, а также легкие закуски и прохладительные напитки. В меню «Бизнес» для туристов представлены различные морепродукты, а также горячие блюда с палтусом или олениной.
«В общем, наш аэропорт не стыдно показать иностранным туристам — есть чем гордиться!», — заключил Виктор Сиротин.
Покорять новые высоты со статусом резидента ТОР
Статус резидента Территории опережающего развития (ТОР) на Камчатке дал компании «Витязь-Аэро» ряд преференций, включая налоговые льготы и поддержку региональных властей.
Например, благодаря льготам ТОР компания смогла проложить асфальтовую дорогу к аэровокзальному комплексу. До этого она была сделана из гравия — пассажирам было не очень комфортно по ней добираться. Также компания расширилась, построила аэропорт для малой авиации, что способствовало созданию новых рабочих мест. Налоговые льготы помогают аккумулировать денежные средства и направлять их на развитие компании.
«Мы сделали аэровокзальный комплекс больше, удлинили взлетно-посадочную полосу и построили вторую часть топливно-заправочного комплекса, который вмещает около 900 тонн. Также завершили строительство ангара. В планах — заниматься ремонтом воздушных судов полностью на своей территории», — делится директор компании.
Преимущества статуса резидента ТОР позволили «Витязь-Аэро» инвестировать в новые проекты, которые способствуют как росту внутреннего туризма, так и общему экономическому развитию региона.
Среди других льгот, которые дает статус резидента:
— налог 0% на прибыль, землю и имущество;
— единый социальный налог 7,6% на 10 лет;
— льготные условия на получение земли: сначала аренда на льготных условиях, затем возможность льготного выкупа;
— процедура свободной таможенной зоны (СТЗ);
— особые условия для привлечения трудовых ресурсов.
Узнайте больше о ТОР и Дальнем Востоке и получите консультацию на сайте КРДВ: https://erdc.ru/about-tor/.