Не помню, читала ли я этот роман Беляева в юности. Наверное, читала, как и «Голову профессора Доуэля», и «Вечный хлеб», и «Человек-амфибия». Но почему-то сейчас прочитала как в первый раз. Наверное потому что с взрослой точки зрения по-другому на него взглянула.
В юности романы Беляева читались как самая что ни на есть фантастика, иногда прекрасная, иногда романтическая, иногда жутковатая – конечно, говорящая голова для подростка была страшноватым образом. Сейчас прочиталось, как сказка. Не то, чтобы устарел роман, но с высоты возраста выглядит уже несколько наивно.
Сразу бросилась в глаза схожесть фабулы с «Человеком-амфибией». Там – человек-птица, тут – человек-рыба. Стихии разные, суть – одна. Юный наивный красавец, оторванный от реальной жизни, непонятый, обманутый, преданный, но в конце нашедший своё счастье. Или погибший – как можно было не плакать над судьбой Ихтиандра?
Ариэль, на первый взгляд, более счастлив: он после всех приключений остался жив, нашёл в себе силы порвать с богатой, но несправедливой жизнью, и уплыл в свою страну мечты – Индию, к девушке, которую полюбил и которая его ждала. Правда, обрели ли они своё счастье – это осталось за кадром. Потому что знал Ариэль Лолиту совсем недолго,и влюбился в неё просто потому, что других девушек на тот момент в его поле зрения не было. То есть, попросту у 17-летнего парня не было шанса остаться невлюблённым.
Но всё же давайте вспомним немного биографию Александра Беляева. Действие почти всех его романов происходит в разных странах. У «Ариэля» – в Индии, в США и в Англии. Сам Беляев не был в этих странах. Он успел до революции съездить лишь в Италию и Францию. Потом ему было уже не до путешествий, да и здоровье подвело. Но дело не в этом. Когда он пишет об Америке и Англии, там нет никаких описаний, привязок к местности. А вот Индию он описывает детально. И природа, и города, и население, и контрасты между роскошью и нищетой. Это говорит о том, что он хорошо изучил источники, прежде чем написать роман.
Роман «Ариэль» написан Беляевым в 1940 году, это его последний роман. Писал он его уже практически будучи прикованным к постели, и, наверное, вложил в описания полётов Ариэля своё стремление подняться с кровати. Поэтому так ярко описаны полёты Ариэля.
Но всё же – о чём роман?
Маленького мальчика-сироту Аврелия из богатой семьи опекуны отдали в индийскую религиозную школу Дандарат. Цель опекунов – как можно дольше пользоваться состоянием богатого сироты, а для этого надо было объявить его недееспособным, что и пытались сделать в той школе. Но у Аврелия-Ариэля оказалась крепкая психика, и, получив возможность летать, он в тот же день сбегает из школы. А дальше описано, как он попадает из рук в руки, и каждый стремится найти в необыкновенном юноше свою выгоду: раджа – развлечься, христианский священник – прославиться, американский цирк – разбогатеть, адвокат – урвать часть состояния.
Сам же Ариэль стремится к честной, свободной жизни, пусть в хижине, но с людьми, которых любит.
Простой сюжет вроде бы. Но на самом деле сквозит в нём обличение капиталистического общества. Все богатые – плохие, даже сестра Ариэля. Они боятся потерять свою обеспеченную жизнь и своё реноме. Когда сестре Ариэля Джейн удаётся найти и вернуть брата домой, в Англию, она недовольна тем, что он ведёт себя неправильно, неприлично по меркам общества: снисходит до бедняков и прислуги, да ещё и работал в цирке! Это настолько неприлично по меркам Джейн, что она переживает, как бы ей не пришлось от позора уйти в монастырь.
Бедняки же описаны добрыми, честными, правильными людьми.
Что же, с точки зрения социалистического сознания (не соцреализма, к нему Беляев отношения не имеет) всё описано совершенно политкорректно, правильно.
Но неужели всё в романе так безнадёжно устарело? Нет, не всё. Я увидела в романе одну важную мысль. Человек, обладающий неординарными способностями, часто остаётся одиноким, чужим для всех. Так, Ариэля не принимают за своего даже в бедной семье Лолиты и её дедушки. Они считают, что недостойны его. Он для них – бог, а они для него – пыль. А счастье возможно лишь среди равных.
Ариэль может чувствовать себя совершенно свободным в небе, он с наслаждением летает, сливаясь с небом, с воздухом, с природой, но всё же он – человек, и должен жить среди людей. Именно поэтому он, пожив в дикой природе, возвращается к людям. Потому что если человек полностью свободен, то он попросту никому не нужен.
Такова простая мораль, таковы мои впечатления от романа Александра Беляева «Ариэль».