—Простите, но у вашего мужа нет шансов выйти на свободу сейчас. Ему предъявлены обвинения в очень серьезных преступлениях, среди которых самое мягкое – избиение человека из хулиганских побуждений. А про остальное нет даже смысла говорить, ему дадут не меньше пяти-шести лет, даже с учетом смягчающих обстоятельств, -голос адвоката, с которым Татьяна хотела обсудить положение своего супруга Дмитрия, не внушал никакого оптимизма.
Дмитрий находился в СИЗО больше месяца. Татьяна давно заметила, что с мужем творится что-то неладное. Он часто уходил куда-то, перестал с ней разговаривать, не обращал ни малейшего внимания на обстановку в доме. Четырехлетняя дочь супругов, похожая на куколку, Яна, перестала ждать отца и просто засыпала. Хотя раньше она караулила Дмитрия у входной двери, потому что он всегда приносил ей какую-нибудь приятную мелочь: то шоколадку, то румяные яблоки, то бананы, то любимые пряники с глазурью и начинкой.
Татьяна была вся на нервах в ожидании предстоящего суда. Когда она была у Дмитрия в последний раз, муж накричал на нее и велел убираться прочь.
—Ты мне всю душу вытравила своим нытьем. Пришла теперь поглазеть, как мне плохо? – яростно прошипел мужчина и потребовал:
—Пошла вон. Чтобы я тебя больше не видел.
Татьяна смотрела на мужа полными слез глазами. Она переживала и за него, и за их семью. Боялась представить, как она будет в одиночку поднимать Яну, решать хозяйственно-бытовые и денежные вопросы. А супруг повел себя, мягко говоря, как порядочная скотина. Ни словом не обмолвился, что связался с сомнительной компанией, строил наполеоновские планы по быстрому обогащению. И чем все кончилось? Скамьей подсудимых и приличным сроком, несмотря на то, что раньше Дмитрий не был замечен в неблагонадежности…
Татьяна не могла сказать, что ей в жизни все доставалось легко. В школе были сложности с изучением точных наук, учительница математики ей прямо говорила, что Таня никогда не сможет сдать выпускной экзамен из-за огромного пробела в знаниях. Этим девушка была обязана частым сменам школ: ее отец был военным, но после выхода на пенсию осел в небольшом городишке, где купил квартиру и начал работать на гражданских объектах обычным охранником. Чтобы прокормить семью, мужчина подрабатывал также разнорабочим, благо, много чего умел делать своими руками.
Его жена, мать Татьяны, работала медсестрой и была далека от сферы образования как таковой. Маленькой Тане приходилось порой очень несладко, когда мама оставалась с ней и начинала объяснять уроки. С математикой, как позже поняла Татьяна, мать тоже не ладила, но не желала в этом признаваться. Зато от души могла надавать подзатыльников и посетовать, что дочь уродилась не самой умной, и уходила заниматься своими делами.
Встреча после университета с Дмитрием, который считался завидным женихом, заставила Татьяну начать мечтать о семейной жизни. Мужчина не стал тянуть с предложением, и уже через год после знакомства молодые расписались. Дмитрий предложил взять семейную ипотеку, на что Татьяна сразу согласилась.
—Да слава богу, что получилось. А то с моей зарплатой вообще могли завернуть заявку даже без рассмотрения, - радовалась женщина.
Супруги решили завести ребенка ближе к сроку погашения, когда будет больше уверенности в том, что с жильем вопрос решен. Пусть это была пока однокомнатная квартира, но она была своей и благодаря этому можно было чувствовать себя более защищенными.
Мать Дмитрия, Алла Максимовна, развелась с мужем, когда сыну было пять лет. Ей было сложно объяснить сыну, почему папа больше с ними не живет, но оказалось, что Дима давно сам мечтал об этом. Потому что с того дня, как у его отца появилась другая женщина, в доме участились скандалы. Мальчику нередко доставалось от разгневанного его несобранностью или неуклюжестью отца. Поэтому он втайне начал мечтать о том, чтобы папа поскорее ушел от них и перестал к нему цепляться.
После развода Алла Максимовна замуж так и не вышла. Решила посвятить себя полностью уходу за сыном, оплачивала его секции и дополнительные занятия. Дмитрий неплохо учился и мечтал о карьере, но его мечтам не было суждено исполниться. Повздорив с преподавателем на последнем курсе, парень был отчислен за проваленную сессию. В итоге ему пришлось довольствоваться случайными подработками, а получать образование в другом месте он принципиально не хотел.
Татьяна ему понравилась с первого взгляда, а ее открытость и умение посмеяться над собой совершенно очаровали мужчину. Уже после месяца общения он стал думать о Татьяне как о своей будущей жене и сразу предупредил девушку:
—У меня мать в разводе, но характер у нее, вообще-то, спокойный. Квартира у нас есть, только однокомнатная. Я бы хотел жить с тобой отдельно, чтобы никто ни у кого под ногами не путался. Но случится это не сразу…
Татьяна оценила его прямоту и решила, что это добрый знак. Что плохого в том, что он сразу ее предупредил о сложном жилищном вопросе, думала девушка, готовясь к свадьбе. Однако за день до главного события в своей жизни обнаружила, что будущий супруг ей не все рассказал. Оказывается, его мать была прикованным к постели инвалидом, которому требовался постоянный круглосуточный уход. Родственников, на которых можно было бы рассчитывать, у Дмитрия и его мамы не было. Старенькая сводная сестра Аллы Максимовны была обременена внуками и вряд ли смогла бы по состоянию здоровья взять на себя решение такого важного вопроса.
Девушка долго думала, как ей поступить. С одной стороны, она понимала, что им обоим будет тяжело, если придется самостоятельно ухаживать за немощной больной. С другой – она боялась, что отказом заботиться о свекрови отвратит от себя и ее, и Дмитрия, с которым не могла расстаться.
Но, прежде чем решиться на столь ответственный шаг, девушка решила познакомиться с будущей родственницей лично и попросила Дмитрия о встрече с его матерью. Ему явно было неловко, но мужчина все же согласился. Рассудил, что все вопросы лучше решить на берегу, чтобы потом не было взаимных претензий и упреков. Татьяна сначала оробела при виде достаточно крупной женщины, смотревшей на нее очень внимательно. Но при этом никакой вражды или настороженности в ее взгляде девушка не почувствовала, что придало ей больше уверенности в себе.
Алла Максимовна не захотела что-либо скрывать и поделилась, как оказалась в таком состоянии.
—Наверное, ты хочешь узнать, как я получила такие травмы? – она указала на торчавшую из-под одеяла культю левой ноги. Татьяна слегка вздрогнула, но женщина смотрела на нее, как бы говоря: «Не бойся».
—Это произошло, когда Дима был отчислен из вуза, - начала Алла Максимовна. – Я была очень расстроена, после новости об отчислении шла как в тумане, не смотрела, куда ступаю. Не заметила, как оказалась на проезжей части и попала под колеса…оказалось, что левая нога была практически полностью раздроблена, ее собирали по кусочкам несколько часов. А потом оказалось, что у меня пошло нагноение…в общем, меня спасли только благодаря ампутации ноги. А через год после выписки у меня возникли проблемы с позвоночником, из-за чего я оказалась в заложниках у собственной кровати. Вот так. Здесь ничего криминального нет, как и героического. Просто…не надо так поддаваться своим эмоциям и идти у них на поводу.
Татьяна не отказалась выходить замуж за Дмитрия после знакомства с его матерью, и мужчина был благодарен ей за то, что она не сбежала. Первые годы брака влюбленные прожили под одной крышей с Аллой Максимовной, которая оказалась на редкость некапризной особой. Она не выражала недовольства действиями невестки, зато легко могла отругать сына, если он делал что-то не так.
—Интересно, почему она ругает только Диму, а мне ни слова не скажет? -как-то подумала вслух Татьяна, на что сразу услышала:
—Мой Димка - балбес и заслуживает, чтобы с ним так обращались. А к тебе претензий у меня нет. Редко какая девушка согласится выйти за человека, у которого ни кола, ни двора, зато на руках мать-инвалид, разбирая параличом. Спасибо, дочка.
У Татьяны глаза стали влажными от слов свекрови. Вот что значит человек, умеющий быть благодарным. Она не лезет ни к кому с какими-то оголтелыми обвинениями, предпочитая более взвешенный и прагматичный подход.
Время шло, супруги сумели накопить на большую часть ипотечного кредита. Дмитрий предложил Татьяне внести не просто начальный взнос, а сумму побольше, чтобы потом, когда они надумают заводить ребенка, пришлось полегче. Зарплату Татьяны перечисляли в банк в счет кредита, а на заработок Дмитрия семья жила, причем в режиме жесткой экономии.
Вскоре, когда ипотека была почти полностью погашена, Татьяна узнала, что ждет ребенка. Дмитрий отнесся к ее словам без особого восторга, потому что хлопот по уходу за матерью у него прибавилось. Раньше всю домашнюю работу по части уборки, стирки и готовки всегда выполняла Татьяна. Но теперь, когда до родов остались считанные недели, Дмитрий понял, насколько ему будет тяжело обеспечивать семью, одновременно беря на себя функции няни для матери. Алла Максимовна была женщиной не худенькой, поэтому купать ее и переворачивать входило в личные обязанности Дмитрия.
После рождения дочери молодая семья решила перебраться в купленную квартиру. Новое жилище супругов находилось в новом доме напротив, поэтому прибегать к свекрови, чтобы покормить ее и привести в порядок было для Татьяны не настолько затруднительно, как она опасалась вначале.
Малышка постепенно росла, радуя родителей и бабушек с дедушками. Иногда Татьяна замечала, с какой любовью и нежностью свекровь смотрит на маленькую Яночку. Алла Максимовна знала много сказок и умела рассказывать весело, по ролям, чтобы до ребенка быстрее дошел смысл. Сводная сестра была у нее всего пару раз, и то, только потому, что у нее в это время были свои интересы и она не могла часто навещать Аллу.
После суда, когда огласили приговор мужу, Татьяна не могла ни сидеть, ни стоять. Она смотрела, как ее любимого уводят за руки, предварительно стянув тому запястья за спиной оковами. Супруги обменялись взглядами, и Дмитрий что-то прошептал, но Татьяна не расслышала.
—Теперь ты меня бросишь? – Алла Максимовна пристально смотрела на невестку, которая не знала, как ей донести новость о заключении Дмитрия под стражу. Видя, что Татьяна молчит, женщина продолжила:
—Не могу и не имею морального права осуждать тебя за то, что ты пережила, пока была с моим сыном. Скажи правду, он был хороши мужем?
Татьяна промолчала. Алла Максимовна верно оценила ее молчание и тяжело вздохнула.
—Чему быть, того не миновать…
Но она плохо знала свою невестку. Татьяна просто не смогла бы оставить парализованную женщину одну в доме, когда той требовался уход. Родители молодой матери, жалея дочь, предложили ей переехать к ним, но Татьяна ответила отказом:
—Алла Максимовна всегда хорошо ко мне относилась, и я не могу бросить ее одну. К тому же, если я перееду сюда, то Янкин садик окажется слишком далеко. Нам придется почти сорок минут ехать на маршрутке в другую половину города.
—Но ты же надорвешься! -не выдержала мать. – Такая молодая, а будешь ухаживать за свекровкой, и вовсе ноги протянешь. Зачем тебе все это? Лучше отдай ее в дом престарелых, там за ней будет нормальный уход, включая медицинские процедуры. Я уже не говорю о том, что мужа при тебе рядом не будет. Одному богу известно когда его выпустят на свободу.
—Ничего, -хладнокровно ответила Татьяна, -что-нибудь придумаю. Будем жить втроем со свекровью, а нашу квартиру я буду сдавать. Пусть хотя бы так лишние деньги будут.
—Ты называешь это деньгами? – насмешливо спросила мать. – Жалкие пятнадцать тысяч, которые можно использовать даже не знаю для чего.
Но Татьяна осталась рядом с Аллой Максимовной. Она научилась выполнять необходимые медицинские манипуляции, чтобы женщине полегчало. Нанимать сиделку было крайне сложным вопросом. Слишком уж дорого выходило для молодого специалиста с зарплатой в тридцать тысяч рублей. Особенно, если болела Яна – тогда Татьяна оставалась без всяких премий и с вычетом за больничный лист. Нет, в таких условиях сиделка или профессиональная няня были непозволительной роскошью…
—А если обратиться за помощью в социальную службу? – подумала Татьяна, но тут же отвергла собственное предложение. Конечно, ей могли выделить соцработника для помощи по дому, но не более того. Тот сможет приходить только днем, и его функционал будет ограничен: частичная уборка, помощь по дому, поход за продуктами. Так что ни о каких частных домах престарелых речи не шло…
Однажды Татьяна услышала среди ночи, как Алла Максимовна тихо зовет ее. Оказалось, что она хотела пить, а вода в стакане на тумбочке закончилась. Когда невестка принесла попить, Алла Максимовна крепко сжала ее руку и прошептала:
—Пусть бог вознаградит тебя за твое сердце, моя девочка…Дай бог, Яна вырастет такой же доброй и великодушной, как ты, и подарит тебе счастье, как ты того заслуживаешь…
Татьяна чуть не разревелась и порывисто обняла свекровь. Потом чмокнула ту легонько в лоб и пожелала:
—Спокойной ночи, Алла Максимовна. Отдыхайте на здоровье.
Женщины легли спать. Алле Максимовне всю ночь снился сын, который выражал недовольство тем, что жена его не навещает. Когда она утром рассказала про свой сон Татьяне, невестка заволновалась:
—Мне он тоже снился. Не волнуйтесь, я съезжу к нему на свиданку.
Однако, когда она появилась в комнате свиданий, муж даже не посмотрел в ее сторону. Кривая ухмылка – это было все, чем он удостоил Татьяну. Лениво кивнув в ее сторону охране, Дмитрий небрежно бросил охраннику:
—Нужна баба? Бери мою, она мне надоела.
У Татьяны слезы чуть не брызнули из глаз от незаслуженной обиды. Она ехала к нему, трясясь в холодном продуваемом автобусе, а получила не самый радушный прием. Что случилось с Димой, который говорил, что жить без нее не может?
Ответ она узнала много позже, когда муж вышел из заключения и заехал домой за вещами. К его удивлению, в квартире были чужие люди. Они доступно объяснили Дмитрию, что снимают жилье на законном основании, и не обязаны отчитываться о том, чего не знают.
Дмитрий застал жену в квартире матери: Татьяна после купания делала массаж конечной свекрови. При виде мужа женщина вскочила и побежала обнять его. Но Дмитрий оттолкнул ее и холодно спросил:
—Куда подевала мое шмотье? Быстрее найди, и я пойду.
Татьяна не стала тянуть и быстро собрала мужу требуемое. Однако она не предложила ему даже чаю, что он сразу заметил.
—Что, не царское это дело пить чай с бывшим зэком?- усмехнулся Дмитрий. – Да мне по фигу. Я тебя разлюбил и больше не хочу находиться рядом. Просто соберу вещи и уйду.
Он так и сделал. Вещи его были уже собраны, и мужчина ушел, даже не оглянувшись на единственную дочь…
Лишь черед год Татьяна узнала, что, как только ее муж попал в тюрьму, он начал переписываться с разными женщинами. Особенно страстная переписка завязалась с некой Кариной, которая не скрывала, что любит общаться с мужчинами, находящимися за решеткой. Но Дмитрий не стал зацикливаться на этом и продолжил общение. Причем так, что женщина сама нашла его и сделала ему предложение.
—Значит, это ее машина там, внизу, - подумала невесело Татьяна, рассматривая Мазду перламутрово-розового цвета, за рулем которой находилась особа в огромных солнцезащитных очках.
Алла Максимовна не смогла убедить сына не бросать семью. Дмитрий даже не стал ее слушать и лишь отмахнулся:
—Счастливо оставаться, я пошел.
—Прости, я не знала, что он так изменится, -прошептала Алла Максимовна, глядя на невестку подавленным взглядом. Татьяна пожала плечами.
—Это уже не первый год такое. Дима давно приказал мне не приходить к нему, а я продолжала на что-то надеяться. Приходила, а он разворачивался и уходил обратно, даже не спросив про вас и дочку.
После этой истории с уходом Дмитрия и последующим разводом женщины очень сблизились. Алла Максимовна тяжело переживала разрыв с сыном и в течение года медленно угасла. Татьяна была в ужасе: крупная тяжелая женщина в последние месяцы жизни превратилась в маленькую, иссохшую старушку, которая почти все время молчала и растерянно улыбалась в ответ на любые вопросы.
Настал день, когда Алла Максимовна не ответила на зов внучки и невестки…после похорон Татьяна узнала, что свекровь оставила ей по завещанию квартиру. Мать Татьяны обрадовалась:
—Ты на нее столько нервов и здоровья потратила, что она была обязана оставить ее тебе. Что собираешься делать?
—Не хочу больше там оставаться, - задумчиво ответила Татьяна. – Как только вступлю в наследство, продам обе квартиры. И уеду с Яной куда-нибудь подальше отсюда, здесь слишком много болезненных воспоминаний.
Мать хотела было запротестовать, но, заметив выражение лица дочери, не осмелилась. Ее самой хватало только на то, чтобы поахать и посочувствовать, но реальной помощи от родной матери Татьяна так и не увидела.
Через год, продав обе квартиры, Татьяна и ее маленькая дочь переехали в совершенно другой регион. Там женщина быстро нашла себе работу и снова взяла жилье, но уже с тремя комнатами. Татьяна мечтала, что рано или поздно ее неспокойная жизнь как-нибудь устаканится, и все будет хорошо. Все время в памяти всплывали слова благодарности, которые так часто говорила ей покойная свекровь. И женщина верила, что находится под ее защитой свыше, как личного ангела-хранителя.
Однажды вечером, когда Татьяна зашла в новую школу забрать дочь с продленки, столкнулась нос с носу с человеком, который нес на руках большого пушистого кота. Животное упало с крыши, и незнакомец собрался отвезти его к ветеринару. Машина в упор не желала заводиться, и Татьяна решила, что должна вызвать такси, что и сделала. Мужчина удивился, но с благодарностью принял ее помощь.
—Давайте тогда вместе поедем, что ли, -смущенно предложил он. – Зато все будем знать, как поживает его котейшество. Прошу, дамы.
Яна с разрешения незнакомца уселась рядом с переноской и не сводила глаз с пострадавшего животного. Глаза девочки блестели, когда она обратилась к матери:
—Давай заведем тоже котика, а? Мне грустно одной, я ведь еще не успела завести себе друзей.
—Вы недавно переехали сюда? - оживился мужчина. Он сидел рядом с шофером и слушал, о чем говорят пассажирки.
—Да, - подтвердила Татьяна. – Привыкаем помаленьку.
—Если нужен гид, обращайтесь, - весело предложил мужчина и протянул визитку Татьяне…
***
Через три года отношений Леонид (так звали спасителя кота) сделал предложение Татьяне.
Яна была в восторге от отчима и уже через месяц после свадьбы матери стала называть его папой. Своего настоящего папу она толком не помнила, но не переживала из-за этого.
Татьяна не может нарадоваться на своего нынешнего мужа и частенько с благодарностью вспоминает покойную свекровь.
—Вот что значит искренне пожелала счастья, - думает она каждый раз, наблюдая за тем, как муж и Яна весело что-то обсуждают за столом. Она была совершенно счастлива…
Конец. Вы будете в курсе всех событий, если составите нам компанию в телеграмм
Благодарю за лайки, репосты и подписку на канал. 💖