О да, эта эмоция заслуживает особого внимания. Потому как тревожные состояния стали носить характер эпидемии. Тревога – жалоба большинства клиентов, обращающихся за психотерапевтической помощью.
Разберемся же. Что такое тревога? Это эмоция, замиксованная, с размытыми границами, не конкретная, без вектора. Это недифференцированный страх, смешанный со злостью, виной и грустью в разных пропорциях. Некое ощущение «что-то должно случиться, надо что-то делать», сопровождаемое беспокойством, давящим или распирающим чувством в груди, иногда ощущение жара или холода, может «бросать в пот», холодеют конечности, появляется чувство нехватки воздуха, усиление сердцебиения. Тело так и рвется что-то сделать, мышцы отчаянно напрягаются. Внимание сужено в узком коридоре тревоги, ничего вокруг не замечается.
Многие авторы пытаются объяснить механизмы действия тревоги на тело вегетативной нервной системой и сами же расходятся в показаниях. А дело в том, что мы не роботы, не машины. Если было все так просто – мы бы не выжили. Множество скрытых возможностей и фокусов, которые показывает так или иначе наша психика, являющаяся центром управления, делают реакции нашего тела уникальными, максимально говорящими, и способствующими выживанию конкретного индивидуума.
Выключить сигналы тревоги можно. Для этого давно изобрели анксиолитики (транквилизаторы), которые, как «глушилки» не дают пробиться сигналам о помощи. Единственный плюс от их действия – это ослабление действия вегетатики, как следствие – ослабление неприятных телесных симптомов, мешающих нормально соображать и начать-таки разбираться, в причинах сигнала.
Вы поедете на машине, если все лампочки сигналят о серьезной поломке? Без острой необходимости, не поедете! Будете искать причину и «лечить».
А к себе, почему же так??? А последствия хронической тревоги - язвенные болезни, гипертония, астма и прочие «прелести».
Рассмотрим основные причины возникновения тревоги. Исключительно психологические. Потому что ситуация, в принципе, может спровоцировать тревогу, но очень локально. И еще что не маловажно – у одной группы лиц тревожащая по сути ситуация отзовется безразличием, третьих мобилизует, четвертых деморализует, а гиперчувствительных окунет в тревожность. Так ситуация ли причина? Нет. Особенности вегетативной нервной системы? Тоже не соглашусь до конца – на то она и вегетативная, чтобы обеспечивать жизнедеятельность вне зависимости от работы коры головного мозга. И вот мы и приходим к тому, что психика запускает все эту тревого-воронку.
Глубокие причины:
1. Отсутствие базового чувства безопасности. Родители, не сумевшие удовлетворить базовую потребность ребенка в безопасности (тревожные, пьющие, кричащие, уходящие, мерцающие), выращивают тревожное существо. Оно настороженно реагирует на окружающий мир, постоянно испытывая тревогу. «Мир опасен! Надо защищаться!» - постулат.
Способы защиты будут различными:
· уход в болезнь,
· лихорадочное стремление заработать больше денег,
· агрессивная настроенность,
· вызывающее поведение,
· «невидимка»,
· навязчивое желание окружить себя людьми, часто опасными, по сути.
Но фоном всегда будет сопровождать тревога. Кто-то ее будет идентифицировать, и пытаться каким-то образом решить проблему, кто-то «зальет», кто-то вытеснит, обесценит. В любом случае она будет значительно снижать качество жизни.
2. Под влиянием воспитателей создается идеальный образ «Я», разительно отличающийся от реального. А реальное «Я» - не прощупывается, изгоняется. Под идеальный образ формируются соответствующие нереальные планы, цели, потребности, реализовать которые нет ни сил, ни желания, ни ресурсов. И даже если совершается прорыв и цель достигается, персонаж не испытывает радости, а погружается еще глубже в тревогу. Стертые грани между «надо – должен – хочу – могу». Несоответствие между потребностью и ее реализацией вызывает фрустрацию, усиливающую тревогу. Получается мясорубка - в принципе не понимание своих потребностей - следования навязанным или искусственно созданным требованиям без осознанного волеизъявления -
постоянное «подставление» своих границ и вытеснение злости, как естественной вообще-то эмоции при нарушении границ – ну, и многочисленные невротизмы из серии «должен/должна» без осмысления через взрослую часть.
3. Экзистенциальная загруженность. «Быть или не быть? В чем смысл жизни и есть ли он вообще?». Нас бросили в этот мир не своей воле, но решить вопрос с осмыслением этой данности – выбор зрелости. Достичь этого состояния сложно. И человек утопает в тревоге. Особое искусство – экзистенциальная исполненность, где находятся силы рассмотреть себя, свои ценности, соотнести их с миром, расти и развиваться, выстраивать взаимоотношения.
4. Отсутствие баланса в дуальностях жизни.
· Быть уникальным – но не потерять связь с обществом
· Быть свободным – но не лишиться социальной защищенности
· Быть одиноким – или стремиться в пару
· Усмирить свои базовые желания – или следовать им
· Служить людям – или себе.
Таких болезненных раздвоений, требующих выбора на самом деле множество. А страх разорваться на несколько частей превращается в тревогу, уже точно не дающую здраво соображать.
И поднимается опять резонный вопрос: «Что делать-то?». Есть ответ, есть. Узнать себя многоликого, во всей этой куче масок отыскать любовь. Великую силу, которая дает возможность объединить дуальности, довериться миру, признать и полюбить себя настоящего, а не выдуманного, создать свои собственные смыслы, пропитанные любовью же.
Косвенный признак базовой настороженности (внешний мир агрессивен- надо защищаться), вытесненный в бессознательное есть - девочки наращивают длинные густые ресницы, волосы, «приклеивают» длинные ногти.