К семейному или детскому психологу частенько приводят детей с жалобами на "плохое поведение". Одна из частых причин - острый или хронический стресс из-за семейных, школьных или детсадовских трудностей. Однако не всегда есть необходимость «тащить» ребенка сразу к специалисту.
Вы сами можете заметить признаки стресса:
1. настроение - нестабильное или преобладает плохое;
2. сон ухудшается: с трудом засыпает, беспокойно спит, во сне разговаривает, бормочет, вскрикивает;
3. быстро устает после нагрузки, которая недавно давалась легко;
4. становится чрезвычайно чувствителен, обидчив, плаксив или наоборот – агрессивен и взрывается, «заводится с пол-оборота»;
5. рассеян, забывчив, непоседлив, пропадает уверенность в себе, своих силах, ухудшается память и внимание, а вместе с этим падает школьная успеваемость;
6. начинает кривляться и упрямиться, «вычурно» и демонстративно себя вести, появляются дисциплинарные трудности;
7. избегает общения, стремится к одиночеству, отказывается играть со сверстниками;
8. изменяются аппетит и вес – в любую сторону;
9. появляются неврологические симптомы: покашливание, дрожание рук, качание головой, подергивание плечами, игра с половыми органами, ночное и дневное недержание мочи, заикание и запинки в речи, нервные тики на лице (чаще - глаза, рот), грызет ногти, обдирает кожу на пальцах, обсасывает воротники на одежде, крутит и выдергивает волосы и т.п.;
10. ребенок как будто становится «трудным на подъем», «ленится», отказывается от физической, эмоциональной или умственной активности;
11. теряет интерес ко всему, что ранее доставляло удовольствие, становится вялым или напротив, слишком возбужденным;
12. появляются страхи, повышается тревожность и беспокойство.
Важно!📌
Если этих признаков не было, а потом они вдруг появились – это похоже на реакцию на стресс.
Но некоторые из перечисленных признаков могут проявляться во время возрастных кризисов и не иметь отношения к стрессу.
Как сильно и в каком количестве проявляются эти признаки? Если на пару дней появились один-два признака – не страшно. Чем больше и сильнее – тем хуже.
У детей часто наблюдается отсроченная реакция на стрессовое событие, в отличие от взрослых. Поэтому важно наблюдать за ребенком в течение нескольких дней после стрессовой ситуации.
А еще - в каждом возрасте, от младенцев до подростков, - свои особые реакции на стресс.
Что могут и должны делать родители, чтобы дать поддержку своему ребенку, если он попал в стрессовую ситуацию?
Сохраняйте список нужных действий✅
1. Будьте физически рядом с ребенком, пока он в остром стрессе. Острая фаза длится от нескольких часов до нескольких дней. Идеально было бы взять отгул или отпуск на это время.
2. Разрешите ребенку открыто испытывать злость, тревогу, тоску, раздражение, обиду и т. п. Не упрекайте и не старайтесь немедленно переключить его "на позитив". Не обесценивайте его переживания словами «Да, это все ерунда!» или «Еще будет у тебя другая!»
3. Объясните ребенку понятными словами, с учетом его возраста, что происходит. Не замалчивайте стрессовую ситуацию: неизвестность переносится тяжелее и усиливает тревогу.
4. Ребенок в стрессе будет вести себя не так, как вам бы хотелось. Тем не менее, общайтесь с ним ласково, спокойно, бережно, избегайте резких движений.
5. Еще чаще обнимайте ребенка, если он не против. Гладьте, держите на руках или позвольте сидеть на своих коленях столько, сколько ему надо.
6. Включите в ежедневные ритуалы по уходу за ребенком массаж, ароматерапию, теплые ванны с травами или солью, игры в воде, простые дыхательные техники.
7. Сейчас для ребенка особенно важен предсказуемый режим дня, физический комфорт и полноценное питание. Вполне допустимо побаловать ребенка вкусняшками.
8. Вспомните, что успокаивало вашего ребенка в раннем детстве: молоко с печеньем перед сном, колыбельная песня, любимый мультик, определенная игрушка, плед, книжка и т. п. Попробуйте вернуть ему безмятежное состояние с помощью таких вещей.
9. Играйте с ребенком, используя сюжет ситуации, которая стала причиной стресса. В игре дайте возможность ребенку побыть в разных ролях: нападающего, заступника, жертвы и спасателя.
10. Организуйте ребенку пространство для творчества, чтобы он мог давать выход переживаниям. Храните в доступе пластилин, глину, фломастеры, краски, карандаши и бумагу разного формата.
Выполнение этих пунктов существенно облегчит состояние ребенка. Но, конечно, это не исчерпывающий список. Будет здорово, если вы поделитесь в комментариях ниже и своими приемами.
----
Ваш ИИСТ - забота о себе, детях, парах и всей семье
https://familyland.ru/