Найти тему

“Психоскунсы - невидимки” - мелкие пожиратели жизни

Часто на первых терапевтических встречах люди рассказывают о серьезных травмирующих событиях прошлого, связывая свой психологический дискомфорт именно с ними. А позже выясняется, что те травмы давно переработаны, и на текущее состояние никак не влияют.

Или, наоборот, человек сразу говорит о том, что ничего ужасного у него не происходило - ни в детстве, ни сейчас, но состояние почему-то хуже некуда.

“А! Видимо, это психоскунсы” - говорю я. - “Мелкие, незаметные, “дурно пахнущие” события, которые не отравляют нас сразу до смерти, но накапливают в организме некий смердящий потенциал психического напряжения.

Они такие мелкие, что иногда даже и не заметишь. Ну или чуть обесценишь - “подумаешь, мелочь, ерунда” ... И только потом замечаешь дергающийся глаз, нервную икоту и желание кусать людей.

В науке у “психоскунса” есть приличное название - “микротравма”. Из названия явно видно, что такое событие — это ТРАВМА, но она меленькая. А также, что она маленькая, но все-таки - ТРАВМА.

Представьте себе картину. Сидите вы ранним утром на кухне в полной тишине, не считая пения птиц за окном. Перед вами чашка кофе и мягчайшая свердловская булочка с маслом (салат/каша/яблоко). А чуть дальше во временной перспективе у вас насыщенный рабочий день в режиме турбобелки. Но сейчас, в эти десять минут в мире есть только вы, кофе и булочка.

И вдруг позади вас с грохотом открывается дверь, бодрый муж (жена/ребенок) с гиканием впрыгивает в кухню, ставит между вами и кофе свой смартфон и включает ролик, где весьма резкая тетка блажит что-то о падении удоев в деревне “Долбоклюевка”. Мир рухнул - кофе потерял аромат, булочка стала жесткой, масло прогоркло. А муж вообще ничего не понял.

Понятно, что это не ужас. Если это один раз. А если два? Три? Что если к этому добавляется мелкая непунктуальность, неаккуратность, беспардонность окружающих? Докинем туда собственные мелкие неудачи, техногенные обломы (автобус не пришел, программа зависла) и внезапные недомогания. Что тогда?

-2

Регулярно повторяющие конфликтные эпизоды приводят к ретравматизации, истощают ресурсы, делают ситуацию хронической. А потом, как мы знаем, происходит “взрыв”. И хорошо, если энергия его будет направлена туда, откуда она и взялась: решаем проблему там, где она возникла. Потому что тогда есть шанс действительно разрешить конфликт (объясняем мужу ценность утренней булочки и тишины в эфире).

В противном случае конфликтное напряжение “уйдет” в другую сферу жизни, например, в телесное. И тогда мы будем маниакально кушать, заниматься спортом, курить, болеть и далее по списку.

Как себе помочь?

Сложность работы в том, что микротравмы плохо осознаются человеком в моменте. В отличие от серьезных травм человек даже не может точно назвать время наступления этих событий: “последние несколько лет”, “несколько месяцев”, “всегда”.

Первое, что нужно сделать, - научиться замечать микротравмы именно в момент возникновения (замечаем скунсов). Далее мы их классифицируем по любой удобной системе. А потом - решаем проблемы именно в той сфере, в которой она возникла. То есть, если больны, идем к врачу, а не плясать. Если поссорились, идем мириться (расставаться), а не курить и кушать. Если дело не идет, разбираемся с делом, а не с впрыгнувшим на кухню мужем.

Как развить осознанность, читайте в статье “Три вопроса к себе, способные изменить жизнь”.

А какие у вас микротравмы?