Найти тему
Несбывшиеся мечты

Как улучшить свою память: стратегии для детей и взрослых

Оглавление
Shutterstock / Pinkyone
Shutterstock / Pinkyone

Обычно мы делим воспоминания на хорошие и плохие, но реальность куда сложнее. Возможно, вы знаете кого-то, кто плохо запоминает имена и лица, но при этом легко осваивает новые языки. Другой человек может в мельчайших деталях вспоминать события из прошлого, но с трудом запоминает телефонные номера.

Эти кажущиеся парадоксы объясняются сложной природой памяти. На самом деле, память состоит из множества систем, каждая из которых опирается на разные нейробиологические структуры и механизмы. Эти механизмы варьируются в зависимости от типа информации, которую мы изучаем, и способов её усвоения.

Например, изучение нового языка активирует одни участки мозга, тогда как запоминание научных фактов – совсем другие. Это объясняет, почему трудно сказать, какая методика запоминания лучше в образовательных процессах.

В этой статье мы сосредоточимся на декларативной памяти – той части нашей памяти, которая отвечает за осознанное воспроизведение фактов, дат, имён, событий и концепций.

Стратегия запоминания и мнемотехника

Исследования профессионалов в области соревновательной памяти — людей, способных запоминать большие объёмы информации — показывают, что генетика играет важную роль в наших способностях к запоминанию. Тем не менее, можно развить исключительные навыки памяти, если регулярно использовать определённые техники и методики.

Наиболее популярные методы, называемые мнемоническими техниками, включают создание мысленных образов или использование вербальных ассоциаций, что требует долгой тренировки. Один из таких методов — метод локусов — основан на привязке запоминаемых объектов к определённым местам. Например, чтобы запомнить список покупок, можно мысленно "распределить" товары по различным точкам вашего маршрута на работу. Затем, чтобы вспомнить их, достаточно мысленно пройти тот же путь.

Этот метод часто используется профессиональными мнемонистами. Нейровизуализационные исследования показывают, что во время запоминания у них активируются участки мозга, отвечающие за пространственную ориентацию.

Мнемонические стратегии основываются на трёх ключевых принципах:

1. Связывайте новую информацию с тем, что уже хорошо знаете.
2. Запоминайте не только информацию, но и путь её извлечения, чтобы ускорить процесс восстановления в памяти.
3. Регулярная практика критически важна для того, чтобы довести использование этих стратегий до автоматизма.


Исследования показывают, что если можно научить человека запомнить 67 890 цифр числа пи с помощью этих техник, то их можно применять и для повышения эффективности обучения в школах. Однако, несмотря на доказанную эффективность пространственных и вербальных мнемонических методов, их использование в повседневной жизни ограничено.

В учебной среде такие техники могут быть полезны для запоминания списков, например, планет или химических элементов, но они менее эффективны для освоения более сложных концепций и материалов.

Кодирование воспоминаний и сетей знаний

Для улучшения памяти в учебных условиях важно рассматривать различные подходы, основанные на понимании процессов запоминания и использовании принципов, схожих с мнемоническими методами. Запоминание начинается с момента восприятия информации, когда она кодируется и сохраняется в мозге. Исследования показывают, что ключевым фактором для запоминания является не просто желание учиться, а то, как именно мы взаимодействуем с новой информацией.

Глубокая обработка данных, когда мы связываем новую информацию с уже известными фактами, гораздо более эффективна, чем простое повторение. Создание связей между новыми знаниями и тем, что мы уже знаем, помогает укрепить воспоминания. Например, запомнить, когда был избран первый президент США, будет легче, если это соотнести с контекстом исторических событий, таких как Французская революция. Этот метод, называемый семантическим кодированием, помогает закрепить информацию в долговременной памяти.

Также важно понимать, что процесс извлечения информации играет такую же роль, как и её запоминание. Часто мы можем знать что-то, но не можем мгновенно вспомнить. Это случается, когда необходимые «ключи» доступа к памяти не были должным образом сохранены вместе с информацией. Поэтому для того, чтобы улучшить воспоминание, важно тренировать не только запоминание, но и доступ к информации.

Регулярная практика запоминания и извлечения данных помогает развить более эффективные и быстрые когнитивные процессы.

Знакомство с собственной памятью

Наиболее действенный подход в образовании заключается не только в обучении техникам запоминания, но и в развитии у учеников понимания принципов работы их памяти. Чем больше знаний накоплено и чем дольше учащиеся применяют проверенные методы запоминания, тем легче им усваивать новые сведения.

Не менее важно научить школьников выбирать наиболее подходящие стратегии обучения в зависимости от типа материала и форматов проверки знаний, а также развивать навыки гибкого использования этих стратегий в разных ситуациях.