Хотя альянс левых партий занял первое место с более чем 180 местами, он политически разделен и ему необходимо 100 дополнительных мест для большинства.
Премьер-министр Франции Габриэль Атталь покидает отель «Матиньон», чтобы подать в отставку президенту Франции в Елисейском дворце в Париже в понедельник
Несмотря на то, что левые сторонники все еще праздновали неожиданное поражение крайне правых сил Франции на выборах, в понедельник внимание было обращено на отрезвляющую задачу: как управлять глубоко разделенной страной, когда она движется на неизведанную политическую территорию.
Хотя на первом месте оказался альянс левых партий , получивший более 180 мест, ему далеко до 289 мест, необходимых для большинства в Национальной ассамблее, мощной нижней палате парламента. Центристская коалиция президента Эммануэля Макрона «Вместе» получила более 160 мест, а крайне правая партия «Национальное объединение» и ее союзники заняли третье место, получив 143 места. Опросы предсказывали, что крайне правые выйдут первыми и, возможно, даже получат абсолютное большинство.
Неудовлетворительный результат воскресенья может теперь спровоцировать длительный политический тупик и «новую эру» во французской политике, заявил в воскресенье вечером премьер-министр Макрона Габриэль Атталь. Макрон в понедельник отклонил отставку Аттала, попросив его остаться «на какое-то время», чтобы «обеспечить стабильность страны».
Неделю назад, когда партия Макрона понесла серьезные потери в первом туре голосования, контроль французского президента над внутренней политикой, казалось, быстро ослаблялся. Но неожиданный результат финального тура возвращает Макрона в центр политической игры Франции – хотя, возможно, только на ограниченное время.
Макрону, который, как ожидается, примет участие в саммите НАТО в Вашингтоне на этой неделе, теперь необходимо решить, кого назначить следующим премьер-министром. Для него было бы обычным дать шанс крупнейшему политическому блоку – левому – но конституция не требует от него этого.
разделенные левые во Франции сформировали удивительный альянс, В преддверии этих выборов чтобы предотвратить победу крайне правых. Частично коалиция была создана из-за глубокого разочарования в Макроне. Однако, чтобы сформировать правящее большинство, левым теперь, вероятно, понадобится поддержка хотя бы некоторых союзников Макрона.
Жан-Люк Меланшон (в центре), лидер левого альянса, прибывает с избранными законодателями альянса на встречу в штаб-квартире партии в Париже в понедельник
Жан-Люк Меланшон, скандальный лидер крайне левой партии «Непокоренная Франция», заявивший о себе как представитель левого блока, исключил такую возможность в воскресенье. «Мы отказываемся вступать в переговоры с партией [Макрона]», — сказал он в своей речи. Он не уточнил, как еще он намерен достичь большинства, для чего потребуется более чем на 100 мест больше, чем получил его блок.
Оливье Фор, первый секретарь левоцентристской Социалистической партии , заявил в понедельник, что альянс выдвинет своего кандидата на пост премьер-министра в ближайшие дни. Но их неудачная победа застала врасплох даже левых лидеров, как признались некоторые в понедельник. Поиск единого кандидата может углубить разногласия или даже разрушить хрупкую коалицию.
Фрагментация Национальной ассамблеи на несколько блоков без четкого пути к большинству может дать Макрону некоторое пространство для маневра, говорит Пьер Матио, политолог из Sciences Po Lille, и он может попытаться выдвинуть умеренного кандидата на пост премьер-министра.
Но было бы неправильно предполагать, что его авантюра по назначению выборов окупилась , предупредил Матио. «Это беспрецедентная ситуация в Пятой республике», — сказал он. На данный момент единственной альтернативой крайне хрупкой левой коалиции, похоже, является широкий политический альянс, который распространен в других странах Европы, но противоречит политической культуре Франции.
Широкая коалиция, охватывающая весь политический спектр, может «в краткосрочной перспективе стать способом управления Францией», сказал Матио. Но в среднесрочной перспективе это рискует «передать власть Марин Ле Пен в 2027 году», сказал он, имея в виду крайне правого лидера.
Это было бы именно то, что, по словам Макрона, он хотел предотвратить, когда объявлял выборы в прошлом месяце, после победы французских крайне правых на выборах в Европейский парламент. Стране нужен «момент прояснения» во время голосования, заявил он тогда, потому что «я не хочу передавать ключи от власти крайне правым в 2027 году».
Хотя в воскресенье он, казалось, был прав относительно того, как общественность отреагирует на возможность создания первого крайне правого правительства страны со времен Второй мировой войны, он, похоже, недооценил привлекательность левых.
Левый альянс хочет снизить пенсионный возраст, который Макрон поднял в прошлом году, и значительно расширить государственные расходы на социальное обеспечение, охрану окружающей среды и здравоохранение. Чтобы сформировать свой избирательный альянс, левые партии договорились о одном кандидате от каждого округа, что, похоже, разрушило ставку Макрона на то, что его кандидаты в конечном итоге окажутся во втором туре голосов против крайне правых в большинстве округов.
Приставы и сотрудники стоят внутри здания Национальной ассамблеи, ожидая прибытия новоизбранных членов парламента в Париж в понедельник
Но выборы также выявили глубокие разногласия внутри левых сил. Критики Меланшона говорят, что он слишком противоречив, чтобы его можно было выдвигать на пост возможного премьер-министра. Критики говорят, что предлагаемая им политика нереалистична, слишком радикальна, чтобы ее могли принять умеренные, и может спровоцировать столкновения с Европейским Союзом.
Уходящий министр финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил в понедельник, что планы расходов левого альянса спровоцируют «финансовый кризис».
Критики также обвинили Меланшона в разжигании антисемитских настроений в рядах своей партии.
Некоторые левые лидеры, похоже, дистанцировались от Меланшона в понедельник. Марин Тонделье , ключевой член Партии зеленых, сказала, что «многие люди соответствуют критериям», необходимым для того, чтобы стать кандидатом от левого альянса на пост премьер-министра. Она сказала, что альянс будет искать кого-то, кто сможет «успокоить и восстановить» страну и «создать консенсус» — а не те качества, которыми известен Меланшон.
Фор, лидер Социалистической партии, также, похоже, оспорил утверждение Меланшона о том, что никаких переговоров с союзниками Макрона проводиться не будет. «Реализм имеет важное значение», — заявил он общественной телерадиовещательной компании Франции, предположив, что левые могут искать законодателей-единомышленников для каждого из предложенных ими законопроектов, не имея при этом абсолютного большинства в парламенте.
Новое Национальное собрание соберется впервые 18 июля. Но на французском телевидении некоторые аналитики уже в воскресенье вечером начали рассуждать о том, как скоро оно может быть снова распущено.
Джордан Барделла, президент партии «Национальное объединение», разговаривает с журналистами по прибытии в штаб-квартиру крайне правой партии через день после поражения крайне правых во втором туре парламентских выборов в Париже в понедельник
Среди крайне правых результаты воскресных выборов оказались хуже, чем ожидалось, что может поставить под сомнение готовность кандидатов от партии, которым во многих случаях не хватает политического опыта. Но нет никаких сомнений по поводу стремительного роста движения — два года назад оно имело менее 10 мест в парламенте.
Она также идеологически едина.
«В отличие от «Нового народного фронта» или «Вместе» [Макрона], «Национальное объединение» состоит из единого блока», — газета Ouest-France написала в редакционной статье в понедельник. В результате своих успехов на выборах партия «получит значительные новые финансовые средства для подготовки к следующим выборам», добавили в нем.
«Длительный период политической стагнации, — заключила газета, — сыграет на руку Национальному объединению».