О том, как снять фильм про настоящего подонка и сделать его интересным. Луи Блум с самого начала не блещет высокими моральными стандартами, но тем не менее, за ним хочется наблюдать. Почему это происходит? Попробуем разобраться.
Для начала о том, почему мы вообще сопереживаем людям. Эмпатия, в первую очередь — понимание и осознание эмоциональных реакций. Поэтому, если поступки персонажа обоснованы и не возникает вопросов, почему он реагирует на события именно так, между ним и зрителем устанавливается связь — и действия Луи мотивированны с самого начала сюжета. Жажда наживы и самореализации присуща каждому из нас (в той или иной степени), и этим Стрингер мало отличается от обычных людей, ему даже можно сопереживать.
Вот только у нашего героя эмпатии нет в помине: он понимает, но не хочет сопереживать другим людям — эмоциональная связь с ними ему попросту не нужна. Перед нами хрестоматийный пример социопата (я, конечно, не психолог, но все же).
При этом социопатия и успех в личной жизни совместимы! Луи раз за разом добивается своего при взаимодействии с окружающими. Плюсов в карму образу героя добавляют его социально поощряемые качества — вежливость и трудолюбие. Ощутимо, что за ними не кроются доброта, сопереживание и желание принести пользу обществу, и его манера общения — лишь натренированный фасад, но прекрасно отыгранные искренность и обаяние создают впечатление о Луи Блуме как о приятном человеке.
Вдобавок, его успех в репортерском деле — не удача или несправедливость, а соответствие условий индустрии и личностных качеств героя. Отсутствие эмпатии и так называемых "моральных границ" помогает искать сенсационные сюжеты и снимать то, что может повергнуть людей в шок. Человек, нашедший свое место в мире, не может не заслуживать долю уважения, и я подсознательно оправдывал его действия условностями нашего жестокого конкурентного мира.
Суммируя, могу сказать, что Луи Блум собрал всю темную триаду лидерства, при этом подавая прекрасный пример деловой коммуникации. Образ сигмы-социопата, созданный Джилленхолом, показался мне убедительнее Американ Сайко Кристиана Бэйла или Драйвера в исполнении Райана Гослинга, потому что он успешен в общении с людьми и карьере одновременно.
В общем, это произведение натолкнуло на вечный этический вопрос о том, оправдывает ли результат действия и как далеко можно зайти в достижении цели, и очень сильно меня зацепило. Прекрасное пополнение в коллекцию просмотренных фильмов!