Говорят что лучшие истории рождаются из жизни. И даже приправленные фантазией и вымыслом они обретают некую «живучесть».
И порой эти истории кажутся настолько «живыми», что кажется будто человек не мог такое придумать без помощи потусторонних сил или дара свыше.
Начало
Живописный загородный домик на берегу Женевского озера, июльский вечер, гроза за окнами, длительные разговоры о призраках и сверхъестественном... Всё это звучит как завязка какого-то классического готического романа или подросткового триллера. Но на самом деле это описание одного из событий, которое изменило ход мировой литературы навсегда.
Пять душ на вилле Диодати
В начале лета 1816 года, двое известных английских поэтов, Джордж Гордон Байрон и Перси Биши Шелли, впервые встретились лично. Оба были наслышаны друг о друге: Байрон, известный как лорд с мятежным характером, был уже знаменит благодаря своей поэзии, а Шелли — молодой радикал, чьи работы вызывали не меньше споров и обсуждений. Встреча произошла благодаря любовным делам: Байрон увлёкся молодой девушкой по имени Клэр Клермон, сводной сестрой Мэри Годвин, которая на тот момент была любовницей Шелли.
Так, случай привёл к тому, что две поэтические души собрались под одной крышей, на арендуемой вилле Диодати в Швейцарии, на берегу Женевского озера. К ним присоединились их спутницы — Клэр и Мэри, а также личный врач и друг Байрона, доктор Джон Полидори. Их план был прост: проводить летние вечера в долгих прогулках по берегу озера, наслаждаясь природой и беседами. Но судьба решила иначе.
Байрон и его вызов
Через несколько дней после их прибытия погода в Швейцарии резко изменилась. Грозы, проливные дожди и молнии заполнили небо, и компания была вынуждена оставаться внутри виллы. Однако скучать никто не собирался. Они читали вслух, обсуждали философию и литературу, делились историями о призраках и мистических явлениях, которые им доводилось слышать.
В один из таких вечеров, Байрон, мятежный и дерзкий, бросил вызов:
— «А давайте каждый из нас напишет свою страшную историю», — предложил он, жаждущий продемонстрировать своё литературное мастерство.
Все согласились, и началась импровизированная литературная дуэль. Байрон с энтузиазмом принялся за свою работу — он начал писать о некоем Августе Дарвелле, вампире, который питался кровью своих возлюбленных. До конца этот сюжет Байрон не довёл, сочинив его, скорее, ради шутки и веселья.
Полидори, однако, нашёл в этой идее потенциал. Он взялся за перо и написал первый в англоязычной литературе рассказ о вампирах — "Вампир", где главный герой, лорд Рутвен, был вдохновлён Байроном. История имела успех, но публика считала, что это произведение самого Байрона, что привело к судебным разбирательствам и затяжным конфликтам.
Ночь, которая изменила всё
Что написал Перси Шелли и принял ли он вызов Байрона, история умалчивает. Однако одно известно точно: его возлюбленная Мэри Годвин удивила всех. На следующее утро она представила свой набросок.
Мэри описала тот вечер так:
"Пока они беседовали, подошла ночь; было уже за полночь, когда мы отправились на покой. Положив голову на подушки, я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя являвшиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось..."
Эта идея родилась во время той грозовой ночи, когда молнии освещали небо, и отголоски разговора о призраках всё ещё витали в воздухе. Мэри поняла, что если это видение так испугало её, оно может напугать и других.
"Франкенштейн, или Современный Прометей"
В ту июньскую ночь на свет появился набросок будущего шедевра английской литературы — "Франкенштейн, или Современный Прометей". Произведение о молодом учёном Викторе Франкенштейне, который, пытаясь создать жизнь, создал чудовище. Это был не просто рассказ о страхе, а глубокое философское размышление о пределах человеческого познания и ответственности за свои поступки.
Мэри Годвин, которой на тот момент было всего восемнадцать лет, продолжила работу над этой книгой почти год. Она завершила её в мае 1817 года. К тому времени она уже вышла замуж за Перси Шелли, и на обложке первой публикации стояла её новая фамилия — Мэри Шелли.
Когда "Франкенштейн" был опубликован, книга сразу вызвала ажиотаж. Она стала одной из самых читаемых и обсуждаемых в Англии. А впоследствии её признали классикой, а сам роман был переведён на десятки языков и неоднократно экранизирован.
Литературный прецедент, изменивший мир
История, родившаяся на вилле Диодати, повлияла на целые поколения писателей и создателей фильмов. «Франкенштейн» стал символом человеческой тяги к познанию, границ научных исследований и этических дилемм, возникающих в процессе творения. Отголоски того дождливого вечера и по сей день отзываются в наших культурных и научных дискуссиях, а образы, созданные Мэри Шелли, продолжают жить в фильмах, книгах и театральных постановках.
Эта история напоминает нам о том, что настоящие открытия часто рождаются в неожиданных местах и обстоятельствах. А порой именно те самые страшные истории могут стать не только источником вдохновения, но и основой для будущих литературных шедевров.