- «Сейчас церковь не совсем отделена от государства».
Вынужден признать, что Вы правы. Хотя по факту отделена. По крайней мере, у меня есть возможность сказать, что, ребята, мы отделены. Чисто формально. Правильно, что нас отделили от государства и от политики, это очень хорошо и благо всем: и государству, и Церкви.
Дело в том, что мир так устроен. Церковь есть, и государство периодически пытается Церковь под себя подмять, потому что это лакомо. Нужно же умами людей управлять. Некоторые говорят, что религия была создана для того, чтобы манипулировать людьми. Вот поэтому государство очень часто смотрит на Церковь именно с этих позиций. Как на возможность, как на инструмент управлять сознанием людей. И всегда было искушение сильному управителю подмять под себя Церковь и заставить ее быть министерством по идеологии. Как КПСС во время советской власти, когда Церковь рассматривали как конкурента, и тогда нужно было ее уничтожать. Во время Петра Великого и последующую эпоху Церковь была поставлена на службу государству и стала как бы Министерством духовных дел. Ее подмяли под себя грубо, жестко и использовали как идеологическую ширму. А когда это закончилось, после отречения Николая Второго, Церковь была воспринята достаточно спокойно.
А потом революция, советская власть. Церковь стали уничтожать уже иначе. Наконец, в 1990-91 годах всем стало не до Церкви, и она оказалась в нормальных условиях, когда мы действительно отделены, не надо от нас ничего государству, нас не уничтожают, не мешают ― идеальная ситуация. Другое дело, что после 300 лет Церковь долго в себя прийти не может. И до сих пор что-то происходит ненормальное. Долго, наверное, это еще будет длиться.
Это я говорю к тому, что Церковь используется государством как идеологический инструмент. Есть такое желание использовать. Но вообще этого не должно быть. Поэтому то, что нас официально отделили от государства и отстранили от политики, правильно, законно, хорошо и с точки зрения самой Церкви, и с точки зрения общества. Но при этом говорят одно, что Церковь вне политики и отделена от государства, а руки чешутся сделать все-таки по-своему. Это уже неправильно.
- «А как же симфония Церкви и государства?»
Углубляться в это дело я не очень жажду, потому что мы сейчас залезем в такие дебри, в которые залазить очень рискованно. Вообще-то эта симфония властей, духовной и светской власти, взята из Византии, это 16 век от Рождества Христова. Я недавно слышал очень компетентное мнение на этот счет, что эта симфония оценивается как неудачная.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.