Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Мы не можем изменить их жизнь, но можем помочь»: как школьные коробки с играми соединили Россию и Кению

Оглавление

Одиннадцатиклассница «Летово» Мария Махонина делится своей историей создания образовательного проекта для детей из Африки. Читайте, как учеба и творчество объединяют детей разных стран и дарят надежду на лучшее будущее.

Как началась ваша история в «Летово»?

Я поступала в «Летово» в 9-й класс. Тогда я уже училась в хорошей школе, которую очень любила, и не думала о переходе куда-то еще. Однако у меня было несколько друзей, которые постоянно рассказывали о «Летово» и звали меня присоединиться. И я решила попробовать. Это был своего рода вызов самой себе – могу ли я пройти все этапы отбора.

Я выполнила онлайн-тесты по математике, русскому и английскому языкам. А когда дело дошло до сдачи профильного экзамена, я осознала, что мне придется сдавать экономику – предмет, о котором я раньше ничего не знала. За месяц я выучила основы экономики, и, каким-то чудом, смогла сдать экзамен. Когда пришло подтверждение о зачислении в школу, я поняла, что не могу упустить такой шанс.

Мария на вручении Harvard Book Award в 2024 году
Мария на вручении Harvard Book Award в 2024 году

Как возникла идея вашего проекта, о котором сегодня пойдёт речь?

Идея родилась еще в 9-м классе, когда мы делали персональные проекты. Тогда я решила помочь детям из приютов, и в процессе познакомилась с основателем одного из частных приютов Москвы. Он рассказал мне о своем новом проекте – школах в трущобах Африки, в районе Кибера недалеко от Найроби, столицы Кении. И тогда я подумала: «Почему бы не попробовать сделать что-то для этих детей?»

Когда в 10-м классе на дипломной программе Международного Бакалавриата (IB DP) возникла необходимость выполнить значимый проект, я сразу вспомнила про школы в Кении и снова связалась с основателем приюта. Мы начали обсуждать идеи, и постепенно родился наш проект.

Расскажите подробнее о проекте.

Оказывается, у кенийских детей очень ограничен кругозор. И хотя нам всем кажется, что дети в Африке должны каждый день на улице видеть жирафов или львов, на самом деле они видят их только изредка в зоопарке. Любая мелочь приводит их в восторг. Они живут в очень сложных условиях. Поэтому мы решили создать набор образовательных коробок для детей. В каждой коробке есть несколько секций с играми и заданиями, связанными с разными науками и областями знаний. Учитывая возраст детей – 8 лет, мы выбрали самые важные для них предметы: окружающий мир, математику, языки. Особенно интересным был запрос на русский язык, так как дети хотели его изучать наряду с суахили и английским. Мы также добавили секцию по экономике, чтобы объяснить детям, как работает производство и всё вокруг.

Самая инновационная часть нашего проекта – виртуальная реальность. Мы создали интерактивные задания с помощью QR-кодов, которые позволят детям взаимодействовать с 3D-объектами. Но это ещё не всё! Директор кенийской школы попросила нас придумать задание, которое научило бы детей работать в команде. Поэтому все коробки мы связали одной идеей. Это получилось сделать в два этапа: первый – каждая коробка – часть пазла, если сложить их вместе, получится большая напольная игра; второй – в каждую коробку мы положили баночку краски с номером, её нужно использовать для того, чтобы раскрасить верхнюю крышку коробки, своего рода, картину по номерам, то есть ту самую большую напольную игру. Сделать всё это по отдельности невозможно, ребятам предстоит найти друзей и объединиться в одну команду.

Звучит впечатляюще! Были ли сложности?

Самая большая сложность – это логистика. Мы столкнулись с множеством препятствий при отправке коробок в Кению. Только представьте: 10 коробок, общий вес – 18 кг., внутри множество мелких деталей, а таможенные службы требуют составить декларацию, упомянув в ней всё-всё-всё, что находится внутри. Ещё оказалось, что не все реактивы для опытов можно пересылать. Например, не каждый крахмал подлежит пересылке, представляете? Из-за этого нам пришлось менять состав коробки и заново придумывать эксперименты, которые, с одной стороны, были бы интересны детям, с другой – были бы безопасны для них, с третьей – прошли бы одобрение таможенных брокеров. На переписку с Почтой России и таможенными службами у нас ушло всё лето.

К тому же, каждую деталь и сами коробки мы создавали вручную: вырезали, ламинировали, подписывали. Долго думали, как всё уместить в одну коробку, какую выбрать упаковку для реактивов. Очень волновались, чтобы ничего не забыть, и правильно перевести инструкции с русского языка на английский и суахили. Колоссальное количество работы! При этом у нас была важная задача – не просто сделать коробку-игру, а рассказать ребятам про их родину. Поэтому все задания должны были быть о природе, культуре, истории и экономике Африки.

Как выглядит образовательная коробка
Как выглядит образовательная коробка

Насколько вам было легко писать про страну, в которой вы никогда не были?

Это был первый вопрос у всех участников команды в начале проекта: «А как мы будем это делать, если никогда не видели Кению?». Но нам очень помогла директор местной школы. Она много рассказывала о жизни детей в Кении и местных особенностях. Например, от неё мы услышали про «большую пятёрку Африки»: лев, буйвол, носорог, слон и леопард.

Важно отметить, что это была этически сложная история. Потому что мы должны были сделать проект таким, чтобы он подчеркивал богатство Кении, но при этом не заставлял детей думать о трудностях, с которыми они сталкиваются ежедневно. То есть дети там едят только раз в день, а мы должны вдохновить их на обучение и развитие, показать, что даже в сложных условиях можно достигать своих целей. Мы старались донести до них, что нужно не уезжать в поисках лучшей жизни, а менять ту, что у них есть.

Есть ли у вас понимание, когда посылка прибудет на территорию Африки?

У ребят в Кении учебный год заканчивается в ноябре. И мы надеемся, что они получат нашу посылку в начале летних каникул, и это будет для них такой яркий и интересный подарок в честь завершения учебного года.

Как этот проект изменил вас?

Директор местной школы сказала очень интересную фразу, которая отчасти перевернула мой взгляд на мир. Она сказала: «Понимаете, мы не можем изменить жизнь этих детей глобально, не можем переселить их куда-то или построить им новый город в Кении, не можем искоренить бедность в Африке или во всём мире, но мы можем сказать: «Мы вас понимаем, давайте мы вам поможем». Этот проект научил меня многому, и в первую очередь – ответственности.

Есть ли у вас планы на будущее?

Теперь мы хотим вовлечь детей из приютов в Москве в создание проектов для кенийских школьников. Например, мы планируем предложить им написать сборник сказок с иллюстрациями и отправить его в Кению. Это создаст связь между детьми из разных стран и даст им возможность почувствовать, что они способны помогать друг другу. Это очень важно, ведь дети из приютов обычно привыкли к тому, что все помогают им, все дарят им подарки, проводят для них мероприятия, а тут мы показываем, что они также могут помогать, и в этом заключается такой большой, позитивный, эмоциональный опыт.

Мария на перемене в школе
Мария на перемене в школе

Это было непростое начинание. Что бы вы посоветовали тем, кто тоже хочет реализовать такой проект?

Главное — верить в свою идею и не бояться просить о помощи. В «Летово» всегда найдутся люди, готовые поддержать вас. И я бы хотела сказать «спасибо» моей команде, в которую вошли: Анна Полубуткина, Марк Паньков, Анна Седлова, Виктор Юденков, Терентий Иванов, Петр Никоненко и Денис Кайзер. Проект был очень большим, и только благодаря поддержке и вдохновению от учителей и ребят у нас все получилось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Набор в «Летово» на 2025/26 учебный год уже открыт!