Найти тему

Записки туриста. Гора Уйтаг, Сарчын и хакасский обряд «Сек-сек»

Оглавление

У хакасов, как и у любого тюркского народа, есть свои интерпретации обрядов-подношений или задабриваний духов-хозяев местности. Сегодня мы хотели бы рассказать об одном из таких обрядов.

Лето 2024 года мы, команда проекта МОХ, провели в медиа-экспедиции по Республике Хакасия, в которой узнали много интересного из культуры хакасского народа и охотно делимся с вами.

Нашим проводником в хакасский мир и путеводителем по главным достопримечательностям региона стала Мария Окунева - экскурсовод, фотограф и музыкант-любитель, с которой мы на протяжении нескольких дней посещали и изучали новые для нас места, людей и культуру. Кстати, можете глянуть наш видеоролик, в котором Мария исполняет наигрыш на хакасском музыкальном инструменте тимир-хомысе: vk.com/video-84438562_456239077

Фотопортрет Марии в национальном хакасском костюме. Фото: П. Юнкер
Фотопортрет Марии в национальном хакасском костюме. Фото: П. Юнкер

Так как большинство пути по Хакасии мы преодолевали на машине, взятой в каршеринг, мы просто не могли не совершить обряд «Сек-сек», о котором вам сегодня и расскажем.

Приятного прочтения!

Гора Уйтаг и Сарчын

Наш путь к Сафроновскому курганному комплексу (о нем мы расскажем в другой раз) лежал мимо горы Уйтаг, разделяющей Уйбатскую степь от Сагайской. Недалеко от подножия горы находится остановка, одно из глубоко почитаемых мест Хакасии, на котором установлен Сарчын - иначе говоря, коновязь.

Гора Уйтаг. Фото: П. Юнкер
Гора Уйтаг. Фото: П. Юнкер

К Сарчыну у хакасов всегда было особое отношение. Прежде чем устанавливать юрту, сначала ставили коновязь, а уже впоследствии занимались установкой юрты. Даже когда Сарчын менял свой вид от старости, хакасы не избавлялись от него, а напротив, - сберегали, храня на крыше юрты.

Сарчын у горы Уйтаг. Фото: П. Юнкер
Сарчын у горы Уйтаг. Фото: П. Юнкер

Остановка у Сарчына для хакасов - это обязательное традиционное занятие. Но тот факт, что мы были туристами в этой местности - нисколько не отнимает необходимости и нашей остановки у Сарчына! Поэтому и мы совершили обряд «Сек-сек».

Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер

Обряд «Сек-сек»

В хакасской культуре существует обычай, - когда путники отправляются в дальнюю дорогу, они обязательно должны остановиться у коновязи и совершить обряд «Сек-сек». Данный обряд представляет собой подношение, обращение к духам-хозяевам местности (в нашем случае - подношение к духам-хозяевам гор - Таг ээзи), чтобы дорога путника была «белой и открытой», то есть легкой и безопасной.

Типичные подношения у Сарчына. Фото: П. Юнкер
Типичные подношения у Сарчына. Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер

В качестве подношения используются: молоко, алкогольные напитки, чай, хлеб, конфеты из талгана (перемолотого зерна пшеницы или ячменя), сигареты, монеты и многое другое.

После подношения, которое совершается во все четыре стороны света (например, молоком окропляют стороны Севера, Запада, Юга и Востока), путник должен в количестве трех раз обойти коновязь по кругу и повязать разноцветные ленты чалама.

Екатерина совершает обряд подношения. Фото: П. Юнкер
Екатерина совершает обряд подношения. Фото: П. Юнкер

Разноцветные ленты чалама

Ленты чалама используются разных цветов. Они могут быть красными, белыми, зелеными, голубыми и синими. Единственный цвет, который не используется в стандартном наборе чалама - это черный, к нему прибегают в отдельных случаях. Длина ленты должна быть равна расстоянию от локтя до кончиков пальцев.

Сарчын с лентами чалама. Фото: П. Юнкер
Сарчын с лентами чалама. Фото: П. Юнкер

Когда путник повязывает ленту, он не должен завязывать ее узлом. Лента сгибается пополам, огибает место подвязывания, продевается в образовавшуюся петлю и затягивается. Хакасы считают, что завязывание узла - это процесс закрывания энергии.

Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер

Однако, узлы у хакасов все-таки используются в определенных случаях. Например, на праздник Чыл пазы (хакасский Новый год) хакасы помимо цветных лент завязывают еще и черные ленты, каждый узел которых символизирует какую-либо болезнь, проблему, беду, от которых человек хочет избавиться. Затем черные ленты с узлами сжигаются в костре.

Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер

Стандартный набор цветов чаламы используется с целью благопожелания. Каждый цвет имеет свое определенное значение. Например, красный цвет является символом богини Умай - богини плодородия в тюркской мифологии и тенгрианстве. Чаще всего к этой богине обращаются семейные пары.

Петр повязывает ленты чалама на сарчын. Фото: Е. Юнкер
Петр повязывает ленты чалама на сарчын. Фото: Е. Юнкер

Вообще, все цвета, использующиеся в чалама, символизируют какой-либо из природных объектов. Допустим, голубые и синие ленты символизируют Тигир - небо; красные ленты - это символ огня, Среднего мира и богини Умай; белые ленты - символ «открытой» дороги, отсутствия препятствий, мира; зеленые ленты - символ жизни.

Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер

Экскурсии по Хакасии

Мы надеемся на то, что наши статьи и рубрика «Записки туриста» вам интересны.

Мария рассказывает о лентах чалама. Фото: П. Юнкер
Мария рассказывает о лентах чалама. Фото: П. Юнкер

Пользуясь случаем, советуем вам посетить замечательный и уникальный регион Сибири - Республику Хакасия. Ну а если вы задумаетесь над качественными экскурсиями по данному региону, то смело пишите Марии Окуневой! Она сделает ваше прибывание в Хакасии увлекательным и незабываемым.

© Проект «МОХ»

Фото: П. Юнкер
Фото: П. Юнкер